РИГА, 21 авг — Sputnik. Латвия и Литва могут обратиться в Европейский суд, чтобы оспорить требования Пакета мобильности, которые создадут большие проблемы для восточноевропейских перевозчиков.
С 20 августа вступила в силу часть требований недавно принятого Пакета мобильности: водители должны будут через каждые четыре недели возвращаться домой или в страну, где зарегистрирована их компания. Кроме того, гораздо жестче регулируется режим труда-отдыха (водитель должен регулярно отдыхать вне машины), а с февраля 2022-го раз в восемь недель к месту приписки надо будет возвращать еще и сам грузовик.
Латвия, Литва, Болгария, Румыния и другие страны Восточной Европы против таких мер. Они считают, что таким образом компании из Западной и Центральной Европы получают преимущества.
"Ситуация Латвии отличается от ситуации Германии или Франции. Мы находимся на границе ЕС, далеко от центра, куда и откуда везут многие грузы. Что означает, что возвращение водителя или транспортного средства оттуда сюда — это 1000—2000 километров. А каждый дополнительный километр — это расходы на топливо, это оплаченное время, которое водитель проводит за рулем. Требования насчет ночлега означают, что надо искать отель или хостел, да еще стоянку, где можно оставить автомобиль под охраной, а таких мест в ЕС не так уж много. Так что все эти условия в значительной мере повлияют на наших перевозчиков", — сказал глава латвийской Дирекции автотранспорта Кристиан Годиньш в эфире Латвийского радио 4.
По его словам, основная нагрузка на латвийские компании ляжет в 2022 году, когда домой придется регулярно возвращать не только водителей, но и сам транспорт.
"Для стран старой Европы эти условия более приемлемы, потому что дают их перевозчикам определенные преимущества. Что можно было видеть последние годы: Польша и другие страны Восточной Европы намного активнее работали в сфере международных перевозок, чем Германия и Франция. Они чувствуют, что становятся неконкурентоспособными… Но это все противоречит принципу отказа от искусственной защиты рынков. Все эти требования создают именно что искусственные ограничения", — заявил Годиньш.
Он обратил внимание, что ограничения вводятся в то время, когда Европа еще не оправилась от "коронакризиса", который привел к падению ВВП во всех странах ЕС.
По его словам, даже без них экономический спад обострил конкуренцию среди международных перевозчиков (меньше экономическая активность — меньше товаров, которые надо куда-то везти), что создает риски демпинга, сокращения автопарка и сокращения числа автотранспортных компаний.
Сейчас латвийские перевозчики обсуждают возможность обратиться в суд в ЕС, чтобы оспорить нормы.
"Да, имеется возможность у государства обратиться в европейский суд, эта возможность сейчас обсуждается, но это компетенция правительства и министерства сообщения", — заявил председатель правления Ассоциации международных перевозчиков Александр Поцелуйко.
Литва также собирается обжаловать в Суде справедливости ЕС Пакет мобильности. Министр транспорта Литвы Ярослав Наркевич после встречи с представителями перевозчиков сообщил, что жалоба находится в стадии подготовки, только пока нет договоренности о том, подаст ли ее Литва вместе с другими оппонентами Пакета мобильности.
"Мы до этого предпринимали различные действия, чтобы этого (вступления Пакета мобильности в силу) не было. Но мы говорили, что если он будет принят, то мы готовились именно к обжалованию и сейчас именно этим занимаемся", — сказал Наркевич.
По его словам, в начале сентября правительство планирует принять решение о подаче жалобы, тогда министерству юстиции будет поручено подготовить документ.
В ходе встречи участники отметили, что необходимо хотя бы временно отменить положение об отдыхе водителя не в кабине грузовика. Они считают, что с учетом распространения коронавируса, сейчас ночевка в кабине грузовика — наиболее приемлемый вариант.