РИГА, 12 авг — Sputnik, Владимир Дорофеев. Вчера в Риге у художественного музея (в 13:00) и здания кабмина (в 15:30) прошла яркая, заметная и загадочная акция протеста.
У митинга был шикарный реквизит и приличная явка. Протестующие занимали большую площадь и резко выделялись из толпы. Проезжающие мимо поддерживали митингующих гудками машин, но многие пешеходы надолго застывали, читали плакаты, и все равно спрашивали друг друга: "Да кто же это такие?"
Идентификация закулисных деятелей сцены - проблема давняя. Осветители, звуковики, охрана, служба техподдержки – все эти рядовые культурного фронта и раньше оставались невидимками для широкой публики. У них даже нацкода нет. То есть для службы налогов, для биржи труда и так далее нет такого понятия – "работник сцены", и поиск специалистов такой квалификации – отдельная головная боль.
Но раньше, до пандемии, когда культурные мероприятия сменяли друг друга, у этих специалистов была работа и зарплата. Теперь большая часть "невидимок" сидит на мели. Квалификация их высока, но вот занятости нет от слова совсем. Люди уже разбегаются по другим отраслям, на очереди банкротство компаний, содержащих довольно дорогую технику, требующую особого хранения (в отапливаемых помещениях иногда с четко прописанной невысокой влажностью).
В общем, может выйти так, что когда пандемия закончится, своих работников сцены, вместе со своим оборудованием у Латвии не останется, и надо будет, как 30 лет назад, приглашать для технического обеспечения иностранных специалистов и платить им втридорога.
А значит, может измениться цена на концертные билеты, а некоторые звезды "А" класса просто не приедут в Ригу, поскольку здесь не будет необходимого технического обеспечения. И когда пандемия наконец пройдет и рижане выйдут на фестиваль StaroRiga, сверкающих объектов будет не 60, а, к примеру, 5.
"Нельзя сказать, что правительство нам не помогало, просто помощь эта дошла не до всех, некоторые фирмы и их работники ничего не получили, просто потому, что мы технические работники – невидимки", – рассказывает Андрейс Дубковс, владелец компании Lumen Art Division.
"О нас вспоминают, когда нужно создать чудо на сцене. А в обычной жизни немногие вообще догадываются о нашем существовании. Кто сделал хороший концерт? Исполнитель-звезда. А то, что без таких, как мы, зритель бы эту звезду и не увидел бы и не услышал, не смог бы сесть и даже, извините, в туалет сходить бы не смог - это все остается за кадром. Мы не претендуем на славу исполнителей, но теперь, во время пандемии, нам для выживания необходимо заявить о том, что мы существуем и что культура - это не только замечательные артисты, но и мы, рабочие пчелки сцены. И если Латвия потеряет нас, культура тоже обеднеет – найти нам замену, конечно, проще, чем артистам, но куда сложнее, чем продавцам или строителям. Наша квалификация выше, и требования к нашим специалистам очень серьезные".
Не заметить мероприятие было довольно сложно – 150 ящиков на колесиках, для сценического оборудования занимали как всю площадку перед художественным музеем, так и всю аллею перед кабинетом министров. Около 150 работников сцены, в красивых майках с надписью "культура должна работать" дисциплинированно, терпеливо и интеллигентно сидели на ящиках. Им не привыкать: каждые съемки - это периоды долгого ожидания, сменяющиеся скоростным монтажом декораций, светового и звукового оборудования.
Одни плакаты объясняли, кто вышел протестовать: "Актеры сами отремонтируют технику?", "Ты можешь работать со связанными руками?", "Я могу построить дом, а ты можешь построить сцену?", "Я могу заменить лампочку, а ты можешь настроить освещение мероприятия?".
Другие плакаты объясняли публике, что произойдет, если "невидимки" потеряют работу: "StaroRīga! теперь будет сиять в нашей памяти!", "Новогодний фейерверк теперь только в записи!", "Последний праздник песни УЖЕ прошел!", "Ты посетил свой последний фестиваль!".
Все это было очень креативно, художественно и интеллигентно. Может, именно интеллигентность и была причиной, по которой правительство вообще не поняло, о чем вообще этот митинг?
Когда к митингующим вышел министр культуры Наурис Пунтулис, он сообщил, что вообще-то министерство культуры в связи с пандемией получило неплохие средства (32 миллиона евро), что министр знает о существовании технических служб сцены и даже приглашал некоторых их представителей на обсуждение вопроса о том, кому передать выделенные средства.
Председатель правления компании NA.lv Алдис Яневицс застенчиво напомнил, что в сфере техподдержки сцены работает около 800 человек. Фирмы на грани банкротства, и еще год пандемии не выдержат. А люди уже разбегаются по платежеспособным, хотя и не близким к культуре предприятиям.
Пунтулис пригласил работников сцены на следующий день на внеочередное совещание, цель которого - понять, кто еще скрывается за кулисами и какая помощь им нужна.
Андрейс Дубковс рассказал Sputnik Латвия, что и теперь, в период пандемии, когда культурная жизнь замерла, и вся сфера должна оплачивать аренду специальных складских помещений, а самое главное – налоги.
Всего латвийская сфера световиков, звуковиков и прочих невидимых обществу работников сцены собирает государству около 7 миллионов евро. Как раз тогда, когда не зарабатывает практически ничего. Поэтому поддержка государства, выраженная в пособии для работников таких предприятий, хоть и ощутима, но недостаточна.