РИГА, 10 авг - Sputnik, Андрей Татарчук. В воскресенье белорусские граждане в Латвии голосовали на выборах президента Беларуси. Голосование было протестным, как показали экзитполы. Результаты выборов сигнализируют о больших системных проблемах внешней белорусской политики как минимум в Латвии.
Много молодежи и людей среднего возраста в длинной очереди у посольства Республики Беларусь на рижском Московском форштадте – не удивляет. Подобные скопления протестно настроенных граждан можно было видеть на Евромайдане в Киеве в начале 2014 года. Безусловно, это самые сложные выборы для Александра Лукашенко, занимающего пост президента и верховного главнокомандующего РБ с июня 1994 года. В Минске протесты оппозиции днем и вечером 9 августа были на грани радикализма, но в Риге процесс голосования был упорядочен и проходил мирно.
Данные проекта по альтернативному подсчету голосов "Голос", показали: большинство местных граждан РБ предпочитают, чтобы в Палац Незалежнасцi на проспекте Победителей в Минске въехала альтернативная фигура – безработная жена видеоблогера, набравшая 9% электоральных симпатий. Ведь большинству голосовавших вчера в Риге вовсе не важно, что Светлана Тихановская имеет мизерную компетенцию в деле строительства государства, важно – против кандидатуры Лукашенко.
Ломать не строить
"3% за Лукашенко, большинство – за Тихановскую", - сказала волонтер экзитпола Марья. Девушка в белой футболке у посольства на Езусбазницас опрашивала всех выходящих с территории: за кого голосовали, призывала зарегистрировать свое участие в выборах на западном альтернативном портале belarus2020.org проекта "Голос". В Марьиных экзитполах примерно трое из пяти – за Тихановскую (у которой при этом около 9,9%, по данным ЦИК, – тоже довольно много, но ведь не 80%). Латвийские сябры отдали голоса также за кандидатов третьего эшелона Канопацкую, Дмитриева и Черечня. Насколько голосующие на 44 участках за пределами РБ искренни в этом опросе "Голоса"?
Как показывает практика, обычно данные экзитполов расходятся с реальностью на 4-5%. В итоге "Голос" насчитал абсолютную победу Тихановской, хотя сами белорусы в своей стране поддержали Лукашенко. Определенно можно сказать, латвийские белорусы – ровесники тех, кто вчера вечером кричал на проспекте Победителей "Уходи!", на Немиге, на проспекте Машерова, даже напротив здания КГБ, настроены против действующего президента.
"Мы не даем никаких прогнозов и в целом этот опрос представителей организации экзитпола и "Голос" проходит без нарушений, мирно и спокойно. Нарушений на выборах нет, за голосованием следят независимые наблюдатели. Все спокойно", - сказал Sputnik пресс-секретарь Алексей Мацюхевич, выйдя к воротам посольства ближе к восьми вечера, когда голосование близилось к завершению.
Кстати, экзитпол Sputnik более в пользу Лукашенко – за действующего главу государства проголосовал электорат среднего и старшего возраста. "Мы помним, что "батьке" удалось спасти промышленность и сельское хозяйство, а когда против нашей страны были введены западные экономические санкции, преодолеть кризис помогла братская Россия, и потом в это немного включился Китай", - говорят Василий и Елена, немолодые избиратели и граждане РБ из Латвии. Но в целом похоже, что молодые латвийские белорусы, включая большое количество эмигрантов, а также члены их семей выстроили собственную картину понимания, что происходит в соседней и пограничной с Латвией и Евросоюзом стране. Их картина многими деталями похожа на те радужные миражи, которые в дыме горящих покрышек и "коктейлей Молотова" охватили умы людей в центре Киева в начале 2014 года.
Жена, конечно, за Тихановскую
"Если честно, я жене посоветовал испортить бюллетень – оторвать ту часть листа, где место для подписи. Беларуси нужен западный путь развития, аудировать, приватизировать и отдать акционерам Англии, Франции, США советские заводы МАЗ, БелАЗ, все эти предприятия химии в Солигорске, Новополоцке и Мозыре. Заводы, которые нельзя продать, снести – так сделали в Латвии и Литве, Украина тоже пошла по этому пути, а это интеграция в перспективе в НАТО и ЕС, развитие демократии, открытого рынка и либеральных прав и свобод. В Минске при Лукашенко даже плитку не умеют положить", - абсолютно серьезно рассказал нам рижский коммерсант, владелец антикварного магазина Дзинтарс. Он приехал со своей женой-белоруской к зданию посольства на мотоцикле за 30 тысяч евро. По его словам, и подобной техники нельзя купить за белорусские рубли. А его жена, конечно, была за Тихановскую.
Эмоции, вылившиеся вчера на минские улицы, вызвали реакцию латвийского МИД – сдержанно-умеренную, учитывая важность экономического и политического сотрудничества ЛР и РБ, где нет острых противоречий. Министр Эдгарс Ринкевичс призвал в Twitter на английском языке власти Беларуси отказаться от применения силы и отпустить задержанных журналистов, среди которых – репортеры российского "Дождя" и большой пул украинских репортеров. "Уважение к базовым политическим свободам является ключом к укреплению суверенитета Беларуси и дальнейших отношений с Евросоюзом", - политкорректно написал Ринкевичс. Стоит отметить, что через белорусский терминал, бывший стивидор Man-Tess на Даугаве, переваливается около 7 миллионов тонн нефтепродуктов в год. А сам Ринкевичс нашел точки соприкосновения со своим белорусским коллегой Макеем во время визита в Минск, и Латвия в отношениях с белорусским соседом выбирает мирную, не давящую соседа стратегию.
Лучшее время латвийско-белорусских торгово-экономических отношений пришлось на период санкционного давления Запада на Минск в середине прошлого десятилетия, когда послом Беларуси в Латвии являлся ориентированный на результат Александр Герасименко. При следующем после Марине Долгополовой, когда санкции Запада были сняты с Беларуси и введены против России, белорусская дипмиссия стала придерживаться очень взвешенной стратегии "незалежности", одновременно заморозив многие прежние внешнеполитические миссии. Этой же линии придерживается действующий посол Василий Маркович – по сути, молодежь в белорусской диаспоре Латвии живет оппозиционными установками в стиле польских сайтов "Новины" и т. д., финансируемых из спецфондов американского Госдепа. Посольство РБ в ЛР свернуло до минимума работу с общинами и прессой, и дом на Езусбазницас, похоже, на самоизоляции. А терпимость к оппозиции ради сохранения теплых отношений с Западом и украинским рыночным мейнстримом – опасный путь, ведущий к демонтажу конструкции всей прежней 26-летней политики президента.
Стратегия "незалежных стульев"
Конечно, государственный переворот бывшего министра "Партии регионов" Петра Порошенко, выжавшего из страны законно избранного президента Виктора Януковича, стал хорошим дидактическим пособием для Минска. Глава МИД Климкин на встрече с белорусскими политиками призывал не "размовлять на неридной мове", говоря так о русском языке – одном из двух государственных в Беларуси, кстати. Эта глупая лобовая атака Климкина очень не понравилась белорусскому руководству. Но ответа не последовало – ожидать такое, это как полагать, что хозяйственник и прагматик Лукашенко признает Крым законной территорией Российской Федерации.
Протесты на Немиге и проспекте Победителей, несмотря на заявления политиков и сильный КГБ РБ, будут раскачивать белорусское общество, пока из двух стульев не останется только один. Тут интересно сопоставить результаты выборов 9 августа 2020 года и итоги последних президентских выборов России и Украины на Западе. За пределами России на президентских выборах в марте 2018 года латвийские граждане РФ поддержали абсолютным большинством голосов, почти 95%, кандидатуру Владимира Путина. В апреле 2019 года 43% голосовавших в Латвии граждан Украины отдали свои голоса Владимиру Зеленскому. Почему Лукашенко за рубежом поддерживают меньше? Здесь стоит напомнить, что Беларусь, несмотря на декларируемый президентом путь мирной торговли со всеми и моста между Западом и Востоком, в доктринах НАТО и западного мейнстрима по-прежнему считается "последней диктатурой демократической Европы". Об этом говорят уже не так часто, но, к сожалению, это так.
Запад признал Россию партнерской страной – но не Беларусь. Теперь, после прошедших выборов, давление станет сильнее и жестче, развитие "белорусского майдана" с эмоциями, активистами и, не дай бог, с "небесной сотней" киевского Евромайдана – реальность, с которой предстоит серьезно поработать Александру Лукашенко.