Когда-нибудь, во времена от нас достаточно отдаленные, маленький внук присядет у ног деда и попросит его: "Расскажи, дедушка, о том, как ты и твои друзья строили великую эстонскую стену..." Дед вынет из стакана с водой вставную челюсть и заведет свой рассказ: "Помнится мне..." Ну а поскольку человеческая память штука ненадежная, мы сейчас расскажем, как оно все было, опираясь только на факты, а не на дедушкины сказки, отмечает автор радио Sputnik Николай Николаев.
Буквально несколько дней назад СМИ Эстонии оповестили нас о том, что в уезде Вырумаа, который расположен на юго-востоке Эстонии, начато строительство участка эстонско-российской границы протяженностью 23,5 километра. Мечты о создании подобного сооружения бродили в головах министров внутренних дел балтийской республики, а именно им подчинена пограничная служба, достаточно давно.
После такого досадного происшествия и было решено построить забор, протяженностью в 108 километров и высотой в 2,5 метра. Там, где лежат болота и протекают реки, строить защитные сооружения посчитали нецелесообразным, но для пущей важности решили поставить, где потребуется, видеокамеры и поднять в воздух беспилотники.
По первоначальному плану работы должны были бы к настоящему времени уже завершиться, но, судя по всему, они только начинаются, и конца края этому увлекательному мероприятию не видно. Ведь самое главное, что денежка под это строительство уже несколько лет выделяется, и чем дольше продлится процесс, тем больше будет потрачено. А уж сколько осядет в карманах строителей в погонах, о том история умалчивает, да и наш дед-сказочник внуку не расскажет.
Самое пикантное в этой истории то, что официальной границы между Эстонией и Россией нет, подписание договора многократно срывается эстонской стороной под разными предлогами. Это стало уже своего рода дипломатическим "долгостроем".
Стоит напомнить, что в соответствии с предварительными договоренностями сторонам необходимо сформировать совместную комиссию по демаркации государственной границы, которая должна обозначить государственные рубежи на суше, а на воде установить буйки. Однако граница считается окончательно демаркированной только после утверждения правительством каждой из сторон соответствующих документов демаркации.
Но и это не все. В соответствии с пунктами договора все эти работы можно начинать только после вступления договора в силу, то есть после ратификации документа парламентами обеих стран. Так что пока Эстония в одностороннем порядке строит стену вместо того, чтобы налаживать отношения, Москве остается посмеиваться и стоять в стороне, ожидая лишь нужного момента для принятия решения, которое не будет стоить ей ни копейки, но дорого обойдется для эстонцев.