РИГА, 25 июл — Sputnik, Андрей Татарчук. Речка Булльупе или Бычья - узкая протока между Лиелупе и Даугавой, разделяющая микрорайоны Болдерая и Давгавгрива, который местные жители называют по-привычке Усть-Двинск. Через речку переброшены два моста - для автомобилей и пешеходов и железнодорожный. Впрочем, в связи с катастрофой национальной отрасли транзита на втором мосту сейчас все реже появляются составы с цистернами.
Сценарий учений по ликвидации химического загрязнения, которые Государственная пожарно-спасательная служба (ГПСС) провела на Булльупе, моделировал ситуацию, при которой в эту реку и соседний Лоцманском канал попало дизельное топливо.
К мостам на улице Каптейна прибыло несколько машин с оборудованием и сотрудниками ГПСС Риги. В учениях участвовали около тридцати бойцов из разных подразделений и частей службы, которым предстояло закрепить командную работу и проверить совместимость оборудования.
Как рассказал Sputnik Латвия старший инспектор майор Игорь Борунс, учения эти - плановые. Такие проводятся несколько раз в год.
"Здесь персонал сразу нескольких частей проверяет слаженность действий, и то, как можно комбинировать оборудование. Конечно, срок устранения реального загрязнения нефтепродуктами сложно вставить в границы временного норматива, тем более это практические учения", - пояснил Борунс.
Учения и реальность
Русло речки Булльупе было оперативно перегорожено легкими бонами, которые спасатели выгрузили из двух контейнеров финского производителя Lamor - он хорошо известен в Европе и в России, поставки оборудования ведутся в более сотни стран по всему миру. Регламент устранения химических загрязнений в России, ведущей добычу, переработку и транспортировку углеводородного сырья, к слову, предусматривает применение такой техники, как в Латвии, например, при объеме разлива нефтепродуктов в 3 тонны при аварии вертолета - это объем его полных топливных баков.
При фонтанировании нефтяной скважины объем разлива нефти в среднем уже 22 тонны/час. А при поломке системы налива - 416 тонн, при максимальной интенсивности прокачки 10 тысяч тонн/час и времени срабатывания аварийной защиты 150 секунд - но это наихудший вариант развития событий.
В мае этого в Норильске за заводе "Норильский Никель" при разгерметизации хранилища на ТЭЦ-3 в окружающую среду, в том числе в реку, попала 21 тысячи кубометров нефтепродуктов. Российский президент Владимир Путин тогда ввел на территории Норильска и на Таймыре режим ЧС федерального уровня. Так вот, собирали пленку с поверхности воды на реке Амбарная точно так же, как на болдерайской речке Булльупе. К счастью, в нашем случае это была имитация.
"Конечно, в случае любого загрязнения, в порту, на море - за возможным незаконным сливом балластных вод следят портовые службы - у ГЭС на Даугаве. Мы работаем, если инспекция Службы охраны среды заключает, что это опасное для среды загрязнение. Но, к счастью, давно не происходит разливов в больших объемах. Водоем от пленки дизельного топлива приходится чистить и после одной опрокинувшейся двухсотлитровой бочки. При спокойном течении и отсутствии волн это сравнительно простая задача", - говорит майор Борунс.
Спасатели установили на берегу контейнер для собранного условного дизтоплива и опустили в речку скиммер - свободно плавающее устройство, собирающее пленку загрязнения с поверхности воды.
Система, включая насос, получает питание от переносного дизель-генератора. Установка двух рукавов бонов поперек русла и запуск скиммера заняли около 10 минут. Правда, к берегу Булльупе легко проехать тяжелой машине с красным контейнером. Все проходило демократично, даже рыбаков с берега не стали выводить за оцепление, как было бы при реальной ЧС.
За зеленую да чистую землю
Учения по ликвидации утечки нефтепродуктов в воду проводились в Латвии и до разлива на трубопроводе в акватории Западной Двины в соседней Беларуси. Просто новое оборудование от финской корпорации сегодня более современное, чем в первом десятилетии века.
В Латвии ежегодно регистрируются десятки серьезных химических загрязнений среды, но конечно, они не попадают в разряд крупных экологических аварий, к ликвидации которых могут быть привлечены служащие Земессардзе и даже армия.
Загрязнение агрессивной химией рижской речки Марупите в 2010 году и авария на Кундзиньсале в 2009 году, когда существовала угроза для жизни людей, были последними на данный момент серьезными инцидентами.
Было несколько инцидентов с выбросом химии в среду на единственном крупном химическом производстве Biolar. Безусловно, для крошечной зеленой Латвии это очень большие и серьезные инциденты. Пусть даже незаметные в мировых масштабах.
А ведь не так давно на шельфе у берегов Америки нефтескважина компании Shell пускала неделями в Карибское море сырую нефть миллионами баррелей, и ведь можно привести еще десяток примеров экокатастроф.
Оценка действий ГПСС в этих учениях - отлично. Могло ли быть как-то по-другому? Пожарные- спасатели, ориентированы на практические задачи, и это прежде всего спасение людей. Безусловно, у нашей пост-индустриальной юрисдикции мало шансов получить химический Чернобыль, но минимальная угроза всегда остается.
В конечном счете, в Рижском порту переваливается около 7 миллионов тонн только белорусских нефтепродуктов в год, компания Vitol в Вентспилсе хранит в танках "Вентспилской нефти" крупнейший объем продуктов нефтехимии в регионе стран Балтии. Риски, к сожалению, слишком высоки и полностью их невозможно ликвидировать.