РИГА, 12 июл — Sputnik, Владислав Федотов. Битва за Ригу 1710 года стала одной из составных частей Северной войны, берущей отсчет с начала XVIII века между Шведским королевством и коалицией стран Европы, куда входило и Российское государство.
Петр I присоединился к триумвирату Дании, Речи Посполитой и Саксонии только в августе 1700-го сразу после заключения мира с Османской империей. К тому моменту, правда, Датское королевство уже успело выйти из войны, а саксонцы и поляки застряли при осаде Риги (Шведская Лифляндия). Продолжалась она семь месяцев (с февраля по сентябрь) и ни к чему не привела. Тем временем Петр I начал боевые действия с попытки взять Нарву и тоже потерпел неудачу.
Спустя девять лет ход войны был практически предрешен, когда Карл XII потерпел полное фиаско под Полтавой. С этого момента Шведское королевство стремительно теряет свои территории, вскоре настала и очередь Риги. Еще в начале осени 1709 года русские войска под командованием графа Бориса Шереметева двинулись в ее сторону: 27 октября (6 ноября) 40-тысячная армия подошла к городу и начала его окружение. В конце первой декады ноября подъехал Петр I, отдал распоряжение "брать измором", сделал три символических выстрела в сторону города и на следующий день укатил обратно строить Санкт-Петербург.
Рига в то время считалась очень хорошо укрепленной крепостью, поэтому штурмовать ее было себе дороже. На вооружении охранявшего город 13,5-тысячного шведского гарнизона находилось 563 пушки, 66 мортир и 12 гаубиц. Началась долгая 9-месячная осада.
Чтобы сосредоточить все силы в городе рижский генерал-губернатор граф Нильс Стромберг приказал оставить находившийся на противоположном берегу Коброншанц (укрепление в районе начала нынешней улицы Елгавас) и разрушить наплавной мост. Форт тут же заняли русские войска и стали оттуда методично обстреливать городские стены. Особенно чувствительным удар получился 12 (23) декабря 1709 года, когда загорелась башня рижской цитадели, где находилась мастерская для снаряжения бомб и пороховой погреб. В результате мощной череды взрывов осажденные потеряли значительное количество пороха и других боеприпасов, а также под тысячу человек.
Русские войска тем временем на участке от городских стен до устья Даугавы поставили по обоим берегам артиллерийские батареи и соорудили свайный мост, перед которым еще протянули связанные цепями бревна чтобы уже полностью исключить помощь городу с моря. У шведов в устье оставалась крепость Динамюнде (Даугавгрива), которая таким образом также была отрезана от Риги.
Холод, голод и чума
С наступлением зимы основные силы русских войск со всей осадной артиллерией отошли квартироваться в Митаву (Елгаву). Осаду поручили держать А.Н.Репнину, оставив тому отряд численностью около 7 тысяч человек и 32 пушки. Еще три сотни донских казаков смотрели за порядком, вели разведку, в общем, следили за ситуацией. Шереметев уехал в Москву и вернулся в Ригу уже 11 (22) марта 1710 года. Кроме того, вскоре подъехал и ближайший сподвижник Петра I - князь Александр Меншиков, но осадой продолжал руководить Шереметев.
Между Дюнамюнде и Ригой был построен еще ряд укреплений, в т.ч. названный в честь Меншикова - Александр-шанец (в Саркандаугаве в районе нынешней улицы Твайка). Предпринятые ранее меры по защите устья от входа кораблей с моря вскоре очень пригодились. В конце апреля шведские корабли предприняли первую попытку прорваться к Риге, но были отбиты мощным огнем русских батарей. С этого момента основные силы осадной армии стали постепенно сужать кольцо вокруг города.
Наступил май, в городе начался голод и разразилась эпидемия чумы. Не избежали этой напасти и русские войска (впоследствии окажется, что потери русской армии от чумы достигнут 10 тысяч человек). Агентурные данные Шереметева донесли о плане Карла XII прислать на помощь Риге от 20 до 30 тысяч солдат, что заставило русских еще более активизировать действия. В ночь на 30 мая (10 июня) наступающие прорвались в форштадт через Раунаские ворота (находились примерно на пересечении современных улиц Бривибас и Гертрудес), следующей ночью русские зашли с другого фланга через Иоановские ворота (в районе улиц Дзирнаву и Маскавас). Сразу были установлены три мортирные батареи уже в непосредственной близости от крепостных стен.
Спустя неделю у Дюнамюнде действительно появилась шведская эскадра из 24 кораблей. Трем прорваться удалось, однако огонь русских батарей заставил их повернуть обратно. Стромберг запросил перемирия на три дня, Шереметев пошел навстречу, но капитуляции не дождался, после чего вновь отдал приказ начать массированный обстрел города. За следующие десять дней по Риге выпустили почти 3,5 тысячи снарядов, разрушения становились все больше, жертв - тоже.
Хитрый Стромберг запросил нового перемирия. Уже на 10 дней, Шереметев согласился дать только пару суток. Наконец, 3 июля (14 июля), в других источниках указывается 4 июля, в усадьбе Дрейлингсгоф (район нынешней Шкиротавы), где находилась ставка Шереметева, был подписан акт о капитуляции Риги. А через Песочные ворота (находились у Пороховой башни) в город торжественно вошли пехотные полки русской армии. На валу цитадели водрузили знамя Российского царства.
В качестве трофеев русская армия получила всю шведскую артиллерию. В плен сдались остатки гарнизона – 5132 человека, из которых 2905 оказались больны. Часть шведов была задержана для обмена на русских военнопленных, захваченных еще в 1700 году под Нарвой, остальных отпустили.
Далее согласно летописи, 12 (23) июля, Шереметев торжественно въехал в город, получив от Рижского рата два символических золотых ключа от ворот, и приняв присягу на верность Петру I от горожан и лифляндского дворянства.
Кстати, Дюнамюнде в это время все еще держал оборону. Шведы продолжали упорное сопротивление целы месяц, пока чума и невыносимые условия не заставили коменданта гарнизона Штакельберга принять условия капитуляции: 8 (19) августа крепость была сдана русским.
Интересно, что так называемые "Аккордные пункты" (соглашение между лифляндским рыцарством (дворянством) и Рижским ратом, с одной стороны, а теперь и российским военным командованием – с другой) впоследствии были одобрены Петром I. То есть, все права с привилегиями за прибалтийско-немецким дворянством, а также бюргерской верхушкой Риги сохранялись.
Эра "остзейской автономии"
Так началась эра "остзейской автономии" – особого статуса прибалтийских губерний в составе России. Любопытно, что новая власть не предпринимала никаких мер для уничтожения в Риге следов, например, шведского владычества. Один из наиболее известных архитектурных памятников города – дом Рейтерна, на фасаде которого был помещен аллегорический барельеф: лев, раздирающий поверженного на спину медведя. Лев – геральдическая фигура Швеции, медведь и в те времена считался символом России. Политическая аллегория как бы очевидна, но была сохранена и до сих пор этим можно любоваться в первозданном виде.
После завершения осады Риги Шереметев получил от царя приказ возглавить русские войска в Польше. Никаких военных действий на территории современной Латвии до окончания Северной войны больше не велось. Но при этом земли Лифляндии оказались настолько разорены войной и обезлюдели от чумы, что Шереметев даже не смог выполнить приказ Петра – собрать полноценный провиант для войска. А между тем, Северная война, в которой казалось уже все закончено, неожиданно затянулась еще на десять лет. Причиной тому стал султан Османской империи Ахмед III, решивший начать с Россией войну. Ее Петр проиграл и потерял почти три года.
Только к 1720 году, когда уже и Карла XII не было (убит двумя годами ранее), Швеция начала подписывать со всеми бывшими противниками мирные договоры. До России очередь дошла летом 1721-го. Наконец, 30 августа (10 сентября) 1721 года подписан Ништадский мирный договор, согласно которому Швеция признает за Россией присоединение Ингерманландии (Ижорской земли), части Карелии с Кексгольмом, Эстляндии с Ревелем и Нарвой, Лифляндии с Ригой, плюс острова Эзель и другие земли от Выборга до курляндской границы. Россия по этому соглашению обязывалась возвратить Швеции Финляндию, занятую русскими войсками во время войны, и выплатить 1,5 млн. рублей в качестве компенсации за отходившие от Швеции территории. Победа, одержанная в Северной войне, позволила России войти в число великих европейских держав и называться Российской империей.