РИГА, 10 июл — Sputnik. Комиссия Сейма по иностранным делам рассмотрела во втором чтении закон о международных школах. Партия "Согласия" проголосовала за этот закон большинством голосов, и там утверждают, что никакого отношения к русским он не имеет. Стоит ли доверять "согласистам"?
Об этом и не только беседуют публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.
Латышский тут ни при чем
Линдерман разъяснил, что продвинутый в Сейме закон о международных школах регламентирует для граждан иностранных государств создание собственных школ на территории Латвийской Республики. И этот закон дает право создания школ только странам Европейского союза и НАТО. Россия и другие страны остаются за бортом.
"Согласие" в подавляющем большинстве проголосовало за и поддержало этот закон. Какова же логика партии, которая вроде как защищает интересы русских в Латвии?
Линдерман пояснил, что они рассуждают, ориентируясь на существующую в Латвии монополию латышского. И с этой позиции возможность преподавать на других языках в стране - на английском, турецком, финском, якобы должна проделать дыру в фундаменте этой монополии и в каком-то отдаленном будущем привести к тому, что и на русском в Латвии преподавать разрешат.
Но как считает Линдерман, это "детский аргумент". Ведь нет никакой связи между тем, что в Латвии узаконили преподавание на английском и турецком и продвижением темы русского языка. То есть "согласисты" абсолютно неправы и попросту манипулируют сознанием.
Но еще хуже то, что этот закон заведомо дискриминационный. Если страна принимает решение, расширяющее права английского языка и французского, но не принимает русского, при том, что в ней проживают более 30% русскоязычных, то это дискриминация. И это факт.
"И характер закона из чисто прагматического принимает крайне дискриминационный характер. То есть мотивация для принятия этого закона - дискриминировать русских, а не обрушить монополию латышского языка. Поэтому "Согласие" фактически проголосовало за закон, который заведомо дискриминирует русское население", - подчеркнул Линдерман.
При этом публицист заметил, что посольских школ этот вопрос не касается. Линдерман признал, что то, что он говорил в прошлой передаче относительно запрета на создание школы при посольстве России в Латвии, - некорректно. Правда, при этом публицист отметил, что менее дискриминационным закон о международных школах от этого не становится.
"С точки зрения политических моментов, этот закон укладывается в концепцию - все российское означает плохое. И я считаю, что такая партия, как "Согласие", за такие законы голосовать не должна", - отметил публицист.
Несбыточные мечты
Тем временем депутат Александр Кирштейнс из Национального объединения, известный своими скандальными антироссийскими выпадами, поделился с читателями Twitter картой некоего немецкого географа, на которой Россия раздроблена, а ее территория распределена по близлижащим странам.
"Как вам кажется, через какое время Россия будет разделена таким образом?" - задал ехидный вопрос пользователям депутат.
Map shows the nearest country to you across Russia. Source: https://t.co/zqWaNzZEqU pic.twitter.com/yuT38zo1ok
— Simon Kuestenmacher (@simongerman600) July 5, 2020
Что можно сказать о латышских политиках, вынашивающих подобные мечты?
Линдерман считает, что для латышских национал-радикалов такая карта идеально вписана в концепцию латышской Латвии, которая больше не мост между Россией и Западом.
"То есть, если Латвия - это не мост между Россией и Западом, то она крепость, ощетинившаяся в сторону восточного соседа. По такой логике хорошо, чтобы потенциальный "враг" развалился на разные государства. И эта идея не нова. У американцев тоже были планы способствовать распаду единого советского пространства, может быть, сейчас и российского. Только в современных условиях это нереально. Сильные государства стремятся контролировать процессы в других странах, а не территорию с людьми, которых надо кормить", - прояснил ситуацию Линдерман.
По его мнению. Кирштейнс не просто неполиткорректный шутник, а отчасти рупор подсознательного желания части латышских националистов. Которые видят в раздробленной России какую-то перспективу для себя.
"Стоит только вспомнить проект Междуморья, согласно которому часть российских территорий в это Междуморье должны войти. Только все это нереально. Причем маленькие балтийские страны очень любят играть в милитаризм с агрессивными нападками - из серии мы маленькие, но мы всем покажем. Так что черный юмор Кирштейнса остается просто злобным черным юмором и ничем большим", - заметил публицист.
Все на выборы?
Между тем в Риге уже начался официальный период агитации в преддверии выборов в Рижскую думу, запланированных на 29 августа. Какова текущая ситуации, какие шансы у партий?
Линдерман напомнил, что, когда была затеяна история со снятием мэра Риги Нила Ушакова и роспуском думы, у латышских партий был план блицкриг - быстро избавиться от мэра, распустить думу, уничтожить "Согласие". Но тут вмешался коронавирус и старая хроническая болезнь латышских партий - они не смогли договориться.
"У них нет никакого единого лидера, которого они могли бы представить людям как человека, который может стать новым хозяином Риги. Поэтому сегодня у "Согласия" такой же рейтинг, как до коррупционного скандала. Плюс ко всему Русский союз Латвии получил шансы, и даже "Честь служить Риге!" может на что-то рассчитывать", - считает Линдерман.
По его словам, точно спрогнозировать ничего не возможно, но фактически ситуация 50 на 50. Само по себе "Согласие" 30 мандатов не соберет, но 20-22 мандата заполучить может. И при наличии какого-либо союзника сможет подняться со дна.
Как отметил публицист, "Согласие" сделало ставку на Константина Чекушина - молодого человека, приятного во всех отношениях, но не дерзкого. И это можно рассматривать как попытку реинкарнации Ушакова. осталось только посмотреть, что из этого выйдет.
А для русских, конечно, самый важный вопрос касается школ, детских садов, образования на русском языке. И от муниципалитета зависит то, как это будет реализовываться.
"Поэтому я за Русский союз Латвии, который борется за сохранение русского образования", - честно признался публицист.