РИГА, 8 июл — Sputnik. Латвийские фермеры и торговые сети договорились больше внимания уделять тому, чтобы на полках магазинов было больше местных ягод, овощей и фруктов. Такое намерение закреплено в специальном меморандуме, который в понедельник, 6 июля, подписали представители отрасли, а также министерство земледелия, сообщает TV3.
Выиграть от такого подхода должны и фермеры, и конечные потребители.
"(Люди смогут) получать для своих ежедневных потребностей качественные латвийские продукты, соответствующие всем требованиям. С другой стороны, это позволит укрепить уверенность местных латвийских производителей и их способность производить качественную продукцию и поставлять ее на латвийский рынок", - рассказал министр земледелия Каспарс Герхардс.
"У фермеров будет ощущение стабильности, они будут знать, что их продукцию будут брать. Это всегда долгосрочный процесс, крестьянину нужно рассчитывать, сколько ему нужно произвести, сколько он сможет продать. И у потребителей будет гарантия, что они покупают качественную продукцию", - добавил глава Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Эдгарс Трейбергс.
Инициативу поддержали и торговые сети. Уже сейчас они заметили, что большая часть жителей хочет покупать местную продукцию, но не все магазины могут ею обеспечить, поскольку не хватает сотрудничества с производителями.
"Этот меморандум появился в нужное время в нужном месте. Это однозначный сигнал, что приоритет сезона — это латвийские овощи, ягоды и фрукты, и они должны доминировать почти во всех магазинах розничной торговли. Этого хочет и покупатель", — считает исполнительный директор Латвийской организации торговцев продуктами питания Норис Крузитис.
Он считает, что, хотя в сезон латвийские фермеры могут произвести достаточно местной продукции, чтобы обеспечить магазины, в случае большего спроса им придется справляться с целым рядом вызовов — это и обеспечение качества, и способность доставлять продукцию с конкретной регулярностью.
"В-третьих, это цена. Потому что сейчас, как показывают последние исследования, люди все больше ориентируются на цену и меньше руководствуются национально-патриотическими соображениями.
В последние годы меньше выбирают латвийские продукты вне зависимости от цены. Ценовой принцип по-прежнему имеет большое значение, и оно даже выросло", - признал президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрикс Данусевич.
Поэтому торговцы хотели бы снижения НДС не только на характерные для Латвии овощи и фрукты, но и на другие продукты питания. Тогда жители могли бы позволить себе приобрести качественные продукты и помочь местным производителям реализовывать свою продукцию в большем объеме.