РИГА, 21 июн - Sputnik, Андрей Татарчук. Весной далекого 1945 года семья Улас из Резекненского района получила письмо о пропаже без вести своего 32-летнего рядового Ивана Егоровича Уласа. Солдат не дожил до Победы меньше двух месяцев, горе пришло в семью, как пришло в миллионы других советских семей. А в 2019 году внук Евгений узнал, что его дед умер от тяжелых ран в полевом госпитале в местечке Гулауце в Салдусским районе. Он был захоронен вместе с другими воинами 308-й стрелковой Латышской Краснознаменной дивизии и других подразделений РККА в составе 130-го латышского стрелкового корпуса в паре сотен метров от госпиталя. Только сейчас, три четверти века спустя, солдат отпели и похоронили.
"Бабушка получила письмо, что дед пропал без вести - и мы ничего не знали о его судьбе. Но его нашли", - говорит внук солдата Евгений, приехавший с семьей из Резекне на другой конец Латвии - на советском воинском кладбище в Тушки прошла церемония перезахоронения 66 воинов, рядовых и сержантов, погибших от ран в Курляндском котле. Большинство лежавших в безымянной госпитальной могиле умерли в марте 45-го. На военном кладбище в братской могиле в Тушки похоронено около двух тысяч советских солдат и офицеров, павших в боях в Курляндком котле с осени 1944 года по весну 1945-го.
Последний медицинско-санитарный батальон
Имена в камнях над братской могилой указаны очень неточно, небрежно: на войне окончательная победа над врагом была более важна, чем память, а после войны прошло укрупнение братских мемориалов по всей Советской Латвии, братские могилы по всей территории республики - это до сих порт большой хаос и путаница. Имена некоторых перезахороненных в эти выходные солдат и сержантов уже были выбиты на гранитных плитах - а останки находились в безымянной могиле в лесу недалеко от здания бывшего военного госпиталя, когда их нашли поисковики отряда "Легенда".
"Здесь весной 45-го шли очень сильные бои, части Латышского стрелкового корпуса наступали с юга, а 28-я дивизия вермахта держала оборону и отступала. В Салдусе есть крупное кладбище немецких солдат и офицеров, а братские захоронения красноармейцев здесь по всему району. Получилось так, что солдаты умерли от ранений в медсанбате в Гулауце, а их имена вписали в это братское захоронение", - рассказал Sputnik Латвия поисковик Виктор Тхор.
В Латвии много поисковых организаций, бои за Латвию были жестокими, поэтому работы еще очень много. По всей территории Латвии лежат кости солдат, военнопленных и жертв двух войн 20-го века: их десятки, может быть, сотни тысяч - и для участников поисковых отрядов найти и предать земле солдат по-людски является делом чести. Поиском и перезахоронением останков воинов Первой и Второй мировой войн занимается старейшая и крупнейшая в стране поисковая организация "Легенда", общество "Патриот", основанное в 2008-м и "Орден" Константина Буглова. А многие энтузиасты, как Евгений Осипов и его семья из Лиепаи ищут непогребенные останки воинов в лесах Курземе и не только находят, но и борются с черными копателями-вандалами, роющимися в человеческих костях ради артефактов войны для продажи.
Церемонию перезахоронения в Тушки посетили 27 семей потомков солдат, найденных в могиле медсанбата. Родственники съехались со всей Латвии - от Курземе до Латгалии, где воевал 130-й латвийский стрелковый корпус. Большинство фамилий погибших - латышские, есть польские, русские, еврейские. В латышских стрелковых дивизиях воевало много эстонцев, как видно по именам солдат, выбитым в граните плит мемориала. Есть несколько фамилий солдат из республик Средней Азии, Кавказа и Татарстана - но в основном латышские стрелки РККА, с самого начала войны и формирования в Гороховецком лагере в России латвийских дивизий первых двух составов (почти полностью павших в обороне Москвы и под Ржевом) - в основном все латыши.
Для депутата Сейма Регины Лочмеле-Луневой участие в поисковой деятельности отряда "Легенда" давно стало очень важной частью ее личной жизни - почти все лето по выходным она едет на места раскопок поднимать солдат из небытия. В этот раз, как сказала она, точно установлены имена 66 солдат и командиров младшего состава, зачитав их фамилии. Аболиньш, Анчупанс, Балодис, Граубе… Бронислав Лочмелис и Антон Ступка, Валдемар Шварц и Арвид Попов…рядом с именами солдат 308-й латышской дивизии - Мулахмет Муталлаев, Герасин, Иванов… и четверо неизвестных, не значившихся в медсанбатовских списках.
Девятнадцатилетний красноармеец Иван Степанович Васин был призван почти в самом конце войны из деревни в Горьковской области. Всего несколько строк: "Дата выбытия: 07.03.1945; причина выбытия: умер от ран; госпиталь 326 ОМСБ 308 сд III ф; первичное место захоронения: Латвийская ССР, Тукумский уезд, Блиденская волость, хутор Гулавци, севернее 200 м, опушка леса…"
Меч, земля и тайная доктрина
В церемонии прощания участвовал полковник Национальных вооруженных сил Латвии Андрис Риекстс, сообщивший, что на кладбище Тушки планировал прибыть министр обороны Артис Пабрикс, но "планы изменились в связи с новыми обстоятельствами".
Полковник Риекстс зачитал письмо министра, указавшего, что Вторая мировая война - это "брат против брата, и по всей Латвии находятся могилы тех, кто мечтал и верил, их сотни, тысячи, со всех стороны". Также глава МО заявил, что обе стороны - вермахт и РККА - вступили на латвийскую землю, но "латвийские солдаты показали, что мы хозяева своей земли. Кто с мечом придет, от меча и погибнет", - процитировал в своем обращении высказывание новгородского князя Александра Невского министр. Вот неожиданно, не скрою.
Афоризм сей, к слову, князь Руси изрек польским дипломатам из Ливонии, угрожавшим Великому Новгороду войной и требовавшим территориальных уступок. Где НВС Латвии и сильный русский князь, побивавший немцев, шведов и степных кочевников, непонятно, наверное, в этом есть тайный доктринальный смысл.
Впрочем, политизации в перезахоронении останков солдат латышской дивизии не ищите: и полковник Артис Риекстс, и читавший отпевальную службу католический капеллан 1-й механизированной пехотной бригады НВС капитан Илмарс Кравалис заявили, что павшие должны найти покой в земле.
У капеллана один дядя служил в Германии, а второй - в Красной армии, и этот раскол, частый в латвийских семьях, действительно очень трагичен. За воинскими могилами ухаживают в равной мере и Латвия, и Россия - здесь нет споров и противоречий, дань памяти и чести частным воинам вообще вне политического популизма.
К сожалению, на прощании с воинами в Тушки не было представителей посольства России из Риги, не приехал военный атташе Руслан Ушаков, но Россию на церемонии представил консул генерального консульства РФ в Лиепаи Дмитрий Богданов. Как он рассказал, в Курземе, на территории лиепайского консулата - 41 воинское захоронение. Все приведены в порядок за счет России.
"Мы провожаем их в последний путь по-христиански… есть изречение: война не окончена, пока не похоронен последний погибший солдат, а в Курземе вся земля была войной… Недавно реставрировали плиты этого мемориала в Тушки, и позже здесь мы положим плитку, - говорит Богданов. - В прошлом году в Приекуле под Лиепаей был приведен в порядок мемориал и были перезахоронены 107 солдат и офицеров 219-го Гвардейского стрелкового полка 71-й стрелковой дивизии, которые погибли в боях в январе-феврале 1945 года в нескольких километрах от нынешнего места их упокоения. В братском захоронении в Приекуле лежит больше 23 тысяч наших воинов - это крупнейшая братская могила военнослужащих Красной армии в Европе".
Церемония прощания была тихой. 66 гробиков с прахом воинов мужчины из отряда "Легенда" уложили в глубокую могилу в верхней части мемориала. По горсти земли, цветы и венки. Несколько фотографий молодых солдат, сделанных почти 80 лет назад. Коллегам с латышской новостной службы LTV7 старенькая женщина читала пожелтевшее письмо, хранящееся в семье с весны 1945-го. О том, что все нормально, только питание не очень хорошее, макароны, и в госпитале был с легким ранением. Голос ее дрожал, это было последнее письмо с фронта...
Еще многое предстоит
Поисковой отряд "Легенда" в этом году планирует большие масштабы работы по всей территории Латвии.
"Подняли за более чем два десятка лет десятки тысяч солдат Первой и особенно Второй мировой войн, десятки тысяч - но можем уверенно говорить, что еще не менее 50-70 тысяч тел лежит в земле. По красноармейским братским кладбищам после войны очень некачественно производились работы, и это в том числе сверка имен павших. Стараемся работать каждые выходные", - сказал командир поискового отряда "Легенда" Талис Эндшмитс, два сына которого тоже стали поисковиками.
Архивная работа - важная часть сохранения памяти павших. Наталья Леле тоже стояла у истоков поискового движения в Латвии. На ее плече - шеврон отряда "Легенда", но все же ее рабочий инструмент скорее не лопата в поле или в лесу, а архивные работы вместе с коллегами из отряда "Патриот" Александром Борисовым и Дмитрием Захаровым, краеведом Александром Ржавиным и еще несколькими латвийскими энтузиастами. Делают огромную работу по идентификации имен погибших военнослужащих Великой Отечественной войны.
"Если сверить и установить с абсолютной достоверностью списки воинов в сотнях братских могил, к сожалению, треть и даже больше имен будут отсутствовать, или будут перепутаны, или находятся в других местах, - с грустью говорит Наталья Леле. - Среди фамилий павших на плитах мемориалов есть живые, кто встретил капитуляцию Германии и надолго пережил войну. На некоторых мемориалах в Латвии от 30% до 70% имен искажены или не увековечены. Задача для нас - исправить эти ошибки, в том числе работая с архивами в России. Только тут, на месте воинского кладбища в Тушки, по данным нашего онлайн-ресурса "Патриот", лежат воины не только 308-й стрелковой дивизии в составе Латышского корпуса РККА, но и солдаты и офицеры 67-й Гвардейской стрелковой дивизии, 7-й, 8-й и 43-й стрелковых дивизий. Вечная память воинам".
Среди перезахороненных в Тушки - 3 Яниса, 2 Ивана и один Йонас.