РИГА, 6 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Латвийцы, вздохнув немного свободнее после ослабления ограничений из-за нового вируса, стремятся поскорее насладиться прекрасным. И как раз в эти дни проходят традиционные цветочные праздники: на окраине Риги в саду селекционеров распускаются тысячи цветов рододендронов из национальной коллекции опытного питомника "Бабите" столичного ботанического сада Латвийского университета, а в Добеле гостей принимают на традиционном весеннем Празднике сирени — в огромном саду около дома легендарного латвийского селекционера Петериса Упитиса, где базируется отделение Института садоводства Латвийского сельскохозяйственного университета.
Близ Добеле находится самый богатый сиреневый сад Латвии: на четырех гектарах растет около 300 сортов сирени. Там в дни праздника сирени проходят еще и всевозможные концерты и шоу для взрослых и детей. Да, праздник сирени проводится в определенные дни, но, как говорится, пока пора цветения сирени - в Добеле всегда праздник, так что ехать туда сейчас самое время, пока цветы сирени пышны и благоухают, глубокое и яркое море сирени накрывает посетителей волной ароматов.
Рододендрон - от Латвии до Монголии
На самом деле, как раз сейчас наступило и время цветения рододендронов, причем по всему свету. К примеру, на днях автору этих строк звонили и писали друзья из Бурятии: все местные и иркутские фотографы уверенно окружают озеро Байкал, по берегам которого как раз в это время цветет удивительной красоты дикий рододендрон и манит к себе всех запечатлеть фантастические пейзажи. У блестящей озерной гальки Байкала фиолетовые цветы, а на противоположном берегу, где находится Баргузинский хребет, белые цветы, покрывающие хребет будто снежными шапками.
Прекрасно и по берегам рек и озер в Монголии, где также зацвел дикий рододендрон. Этот цветок притягивает фотографов и в тайгу, и в горы. Также в эти дни рододендронами любуются в парках Санкт-Петербурга и Берлина. Рододендроны украшают горы Тувы, Хакасии, Алтая и Кавказа. Многие специально ради этих дивных цветов поднимаются в горы Японии и на холмы северных областей Китая, куда не добрался COVID-19. В социальных сетях и на специальных фотосайтах тысячи фотографов публикуют свои прекрасные снимки удивительных рододендронов.
Вот и на станции селекционеров в "Бабите" собрались тысячи гостей – ценителей прекрасного: как они все поместились на довольно узких дорожках парка – загадка.
У студента будущее все в цветах
Корреспондентов Sputnik Латвия в "Бабите" встретил руководитель станции селекционеров Кристапс Кундратс, который работает в питомнике не первый десяток лет, и в честь него даже назван один сорт рододендронов, выведенный местными селекционерами.
"У нас можно увидеть не только уникальные латвийские сорта рододендронов, но и сибирские, монгольские, американские, китайские, с юга Европы или из Скандинавии, где северный климат этим растениям нравится, – рассказывает Кристапс Кундратс. – Когда-то селекционеры из "Бабите" работали по берегам Байкала, собирали там разные сорта диких рододендронов, чтобы высадить их в окрестностях Риги. Очень красивые рододендроны латвийские биологи собирали и в Японии, куда потом по их следам пришли ботаники из Англии".
В "Бабите" началась коллекция с сортов, которые когда-то еще на территории собственно ботанического сада выводил академик Рихард Кондратович. Потом места в ботаническом саду стало мало, и выдающемуся биологу для коллекции и новых сортов рододендронов выделили территорию на окраине Риги, где в то время, в 1980-х годах, фактически еще рос лес, а рядом было чье-то картофельное поле и, понятно, еще не стояли большие частные дома.
В начале все рододендроны росли на открытой местности, но в какой-то момент Рихард Кондратович стал замечать, что куда-то пропадают коллекционные кусты. Когда стало понятно, куда они пропадали, возникла необходимость обнести территорию забором.
Кто-то полагает, будто больше всего рододендронов растет в Рижском ботаническом саду Латвийского университета (ЛУ). Но там слезы по сравнению с коллекцией, выращенной в питомнике ЛУ на окраине Риги, на границе поселка Спилве Бабитской волости. Здесь собрано несметное множество рододендронов: одна часть — природные дикорастущие (их латвийские ботаники искали по всему свету), а другие — выведены местными селекционерами. Главным образом, академик Рихард Кондратович был одним из инициаторов создания питомника при биофаке Латвийского университета. А с годами питомник "Бабите" стал одним из самых красивых садов не только Латвии, но и всей Прибалтики.
Хотя питомник рододендронов формально и относится к Рижскому ботаническому саду Латвийского университета, но давно уже живет самодостаточно – и даже конкурирует с садом ЛУ, а помогают следить за садом в том числе студенты, причем не только биофака центрального университета республики, но и Латвийской сельскохозяйственной академии из Елгавы. И нередко молодые люди, окончив свой вуз, остаются работать в рододендроновом саду в "Бабите". Такова история и нынешнего руководителя станции Кристапса Кундратса.
"В "Бабите" не просто хорошо, тут душа селекционера поет, — рассказывает Кристапс Кундратс. — Цветов тут несчетное количество, кустов – тысячи, а разных сортов рододендронов – сотни, кстати 140 – уникальных, выведенных здесь. И это очень много, ведь на выведение одного уникального сорта уходит примерно пятнадцать лет. Однако посмотреть тут всю эту красоту можно только с середины мая до начала июня, а потом, увы, рододендроны отцветают, и затем весь год в саду просто растут зеленые кусты: некоторые теряют листву, другие – стоят зелеными круглый год, даже зимой, когда все кругом в снегу. Как раз теперь в "Бабите" выводят новый сорт рододендронов: куст не должен терять листву зимой, а цветы планируются ярко-желтые".
По словам Кундратса, создавать новые сорта рододендронов очень увлекательное занятие. В год тут создают три-пять новых сортов, а это, на самом деле, немало, учитывая то, что выведение нового сорта занятие весьма хлопотное и непредсказуемое.
Все секреты селекционеров
Руководитель станции поделился несколькими секретами селекционной работы.
"В начале мы опыляем ватками цветы, стараясь, чтобы все было максимально аккуратно и точно – скрещивались только те сорта, которые нам нужны, на что совершенно наплевать тем же шмелям. Они очень часто портят всю кропотливую работу ботаников, - замечает Кундратс. – Потом, когда приходит время, мы собираем семена с растения, которое ранее опыляли, долго проращиваем их в лаборатории, затем осторожно выносим молоденькие кустики в открытый грунт, где еще приходится ждать примерно шесть лет, пока на них появятся первые цветы – и тогда станет понятно: удалась работа или нет. Однвако на этом труды селекционера не заканчиваются, ведь важно, чтобы выведенный сорт закрепился в течение пяти-шести лет. Причем на протяжении всех этих лет могут происходить самые неожиданные чудеса. В первый год на кусте появились, скажем, очень крупные ярко-красные цветы, которые мы и ждали, но через год вдруг распускаются розовые и цветочки с ноготок – вовсе не те, которые мы запланировали. Или же ты хотел, чтобы куст рос пышно и тянулся к небу, а он не хочет подниматься даже выше твоего колена. Некоторые рододендроны с годами уже скорее напоминают дерево, а не куст, правда – лишь в том случае, если достигают возраста под сотню лет".
Несмотря на все сложности в работе и кропотливость, с которой приходится подходить к каждой задаче, Кундратс не считает работу селекционера нудной, однако отмечает, что в этой работе есть элементы лотереи.
"К примеру, работаешь над созданием абсолютно нового сорта и мечтаешь о том, что вырастет большой куст с совершенно роскошными цветами. Да, они получаются, конечно, красивыми, но сорт не может считаться уникальным, поскольку такой (или фактически идентичный) уже создали когда-то и где-то. Таким сортам селекционеры не имеют права давать оригинальное имя, и тогда им либо присваивают номер, либо называют просто "гибрид 22 мая" (эта дата, так сказать, официальное начало цветения всех рододендронов), тогда этот новый гибрид занимает свое достойное место в нашем саду, площадь которого 12 гектаров", - поделился селекционер.
Кундратс рассказал, что впервые оказался в этом саду, когда еще только готовился стать студентом елгавской сельхозакадемии. Приехал однажды помочь натуралистам из "Бабите", и уже не смог думать о чем-то другом.
"Увы, три года назад Рихард Кондратович умер, его ученица Гунита Риекстиня долго искала ему замену, пока выбор не остановился на моей кандидатуре: меня нашли через объявления на портале www.ss.lv, – вспоминает Кундратс. – Так я и стал руководителем станции селекционеров".
Нынешний руководитель станции понимает, что профессия агронома сейчас не самая популярная и востребованная, когда мир поглотили технологии, но считает, что ему она подходит, как никакая другая.
"Я вырос около Добеле, в семи километрах от города, где как раз сейчас проходит праздник сирени, много времени проводил в лесу, в местах, не испорченных цивилизацией. Мне всегда нравилось работать на природе. И я сильно беспокоился: когда перееду в Ригу, смогу ли найти профессию по душе? Поэтому, когда мне предложили работать в "Бабите", сильно этому обрадовался, - признается селекционер. - Работа с цветами для меня – это релаксация. Рододендроны все очень разные: кустики могут быть совсем крошечными, обсыпанными небольшими цветочками, а некоторые кусты могут достигать даже шести метров в высоту и скорее напоминают уже деревья, цветы на таком "кустике" растут большие и пышные. Причем цветовая гамма у рододендронов самая разная – тысячи неповторяющихся оттенков. И эта красота манит в "Бабите" не только шмелей, но и тысячи туристов со всего мира. К примеру, в прошлом году, когда цвели рододендроны, с 15 мая по 15 июня, у нас в саду побывало около 30 тысяч гостей, в том числе туристов из Литвы, Польши, Швеции, Финляндии, а в этом году первых туристов мы принимали из Эстонии, как только границы между нашими странами начали приоткрываться".
Как отметил Кундратс, помимо туристов в питомник приезжают и коллеги-садоводы из других стран.
"Например, буквально только что мы отгрузили целую фуру разных сортов рододендронов, на которые поступил заказ от садоводов из разных мест России – от Санкт-Петербурга и до самых до окраин соседней страны (там особенно популярен сорт "Рига" с большими белыми цветами, а также названные в честь 4 краев Латвии: Курземе, Видземе и Латгале, - все они, конечно, очень разные и необычные). А иногда и мы в России заказываем сорта, которые нужны нам не просто для пополнения коллекции, но и для селекционной работы".