РИГА, 4 июн — Sputnik, Ольга Канепе. Если спросить любого школьника, что произошло 6 июня 1944 года, он безошибочно ответит, что это был D-day - день высадки англо-американских союзников в Нормандии.
Но, к сожалению, мало кто знает, что 10 июня того же года в маленьком французском городке Орадур-Сюр-Глан произошло одно из самых драматических событий времен Второй мировой войны, когда в результате карательной операции, совершенной одним из подразделений 2-й танковой дивизии СС "Райх", было уничтожено практически все местное население.
Эта жестокая расправа, унесшая жизни 642 человек, стала самым массовым убийством мирных жителей на оккупированной фашистами территории Франции.
Орадур-Сюр-Глан в огне
Известно, что за день до страшной трагедии партизаны Лимузена похитили штурмбаннфюрера СС Гельмута Кемпфе, который впоследствии был ими расстрелян. Узнав о похищении офицера с подачи местных коллаборационистов, гитлеровским командованием был тут же отдан приказ об акте возмездия французскому сопротивлению.
Некоторое время назад газета Le Figaro переопубликовала свой материал от 1949 года. Журналист Жан-Мари Гарро, находившийся в тот роковой день неподалеку от Орадур-Сюр-Глан, детально описывает ход трагических событий.
Согласно его свидетельствам, все началось с того, что сразу после полудня на окраине городка внезапно появился конвой из двухсот молодых эсэсовцев. Никого из местных жителей это особо не взволновало, так как в последнее время было относительно спокойно, и боев между гитлеровцами и партизанами не было.
Поэтому появление нескольких немецких грузовиков было воспринято как обычное плановое перемещение войск.
Офицер СС направился в мэрию и распорядился собрать людей для проверки документов. Молодые, в основном 20-летние солдаты принялись активно сгонять народ на главную площадь. Они заходили в каждый дом, в каждое здание и вытаскивали на улицу всех до единого. Даже стариков, которые не могли идти, и молодых матерей с младенцами на руках.
Надо сказать, что это был тот самый момент трагедии, когда кто-то из горожан еще мог скрыться и, тем самым, избежать страшной участи. Так случилось с 9-летним Роже Годфреном.
Когда в его школе в разгар занятий появились эсэсовцы, он оказался единственным учеником, который не внял их приказам. И единственным ребенком, который выжил, посмев ослушаться и сбежать.
Итак, менее чем через час организационная часть была закончена. Собравшихся разделили на две группы: женщин и детей - с одной стороны, а мужчин - с другой.
Первую группу откомандировали в местную церковь, чтобы они, якобы, смогли укрыться там на время предполагаемого боя с партизанами. А вторую группу разместили по амбарам и сараям, под предлогом того, что никто не должен мешать поискам оружия в жилых домах.
Как же непозволительно доверчивы бывают люди к своим врагам! Ведь то, что сотворили эсэсовцы дальше, трудно отнести к разумным действиям представителей рода человеческого.
Церковь с запертыми внутри людьми хладнокровно подожгли. В страшном пламени погибло 240 женщин и 205 детей. Только одной жительнице деревни, 47-летней Маргерит Руфанш, удалось чудом выжить, выпрыгнув из церковного окна с трехметровой высоты.
Мужчин же, загнанных как скот в амбары, сначала расстреливали из пулеметов, а потом всех - убитых, раненых и выживших - облили горючей смесью и подожгли. Из огненного плена удалось вырваться только пятерым смельчакам.
И уже на следующий день молодые вояки, расквартированные в Лиможе, беззаботно пили и веселились, ничуть не сокрушаясь по поводу совершенного ими накануне варварского злодеяния. А в это время, всего в 22-х километрах оттуда, тлел некогда тихий и благополучный Орадур-Сюр-Глан со всеми своими 642 невинно убиенными жителями.
Возмездие фашистским палачам
В связи с этой историей называют несколько имен из командования 2-й танковой дивизии СС "Райх", принимавшей непосредственное участие в кровавой бойне: Штандартенфюрер СС Сильвестр Штандлер, Отто Вейдингер, штурмбаннфюрер SS Адольф Дикман, генерал Гейнц Ламмердинг, оберштурмфюрер Гейнц Барт.
Известно одно - суд над нацистами, участвовавшими в бесчеловечной расправе, был. И не один. Но никто из виновных не понес заслуженного наказания.
В отношении Адольфа Дикманна, отдавшего бесчеловечный приказ об уничтожении деревни, было начато расследование самим немецким командованием, но оно было прекращено в связи с тем, что штурмбаннфюрер СС вскоре погиб в боях с союзниками.
Первый военный суд состоялся в 1952 году в Бордо. Но, к сожалению, на скамье подсудимых оказались только исполнители - 7 немецких солдат и 14 жителей Эльзаса, назвавших себя жертвами тотальной мобилизации.
Еще несколько человек из офицерского состава гитлеровской дивизии были осуждены заочно. И хотя через год вина подсудимых была полностью доказана, из-за протестов в Эльсазе все они, кто раньше, кто позже, вышли на свободу.
Как сформулировал свое толерантное решение парламент Франции - "во имя примирения и национального единства".
Генерал Гейнц Ламмердинг, являвшийся по одной из версий инициатором "акта возмездия", так никогда и не был привлечен к суду. Ему, командующему 2-й танковой дивизией СС "Дас Рейх", удалось избежать выдачи во Францию, и он смог спокойно заниматься предпринимательством вплоть до самой своей кончины.
Единственным участником событий, понесшим более-менее суровое наказание, стал каратель Гейнц Барт. Скрывавшийся под чужим именем, он был задержан агентами Штази (штази - служба госбезопасности ГДР), привлечен к суду и приговорен к пожизненному заключению.
Но и ему в каком-то смысле повезло - его освободили по состоянию здоровья в 1997 году. Но, тем не менее, это состояние позволило ему прожить на свободе еще десяток лет.
Мемориальный Центр
В настоящее время в Орадур-сюр-Глан расположен, так называемый, Центр Памяти. Практически сразу после окончания войны лидер движения сопротивления, генерал Шарль де Голль распорядился сохранить место трагедии в нетронутом виде.
А чуть позже, в 1946 году, руины сожженной деревни были причислены к мировому историческому наследию, как напоминание потомкам о том, какими безжалостными могут быть военные преступления перед человечеством.
Еще несколько десятков лет спустя тогдашний президент Генерального совета Верхней Вьенны Жан-Клод Пейронне по согласованию с Национальной ассоциацией семей мучеников и Орадурского муниципалитета инициировал проект Центра Памяти, который и был представлен Франсуа Миттерану в 1989 году.
И, наконец, еще через десятилетие, в 1999-ом, в присутствии президента республики Жака Ширака, экспозиция была открыта для публики.
С тех самых пор и по сей день это памятное место представляет собой культурный объект, призванный увековечить память о кровавой драме, разыгравшейся в Орадур-Сюр-Глан 10 июня 1944 года.