РИГА, 28 мая — Sputnik, Андрей Татарчук. Центральная улица Риги, Бривибас, большую часть в своей истории называлась Александровским бульваром и Большой Александровской. В Латвийской ССР это была улица Ленина, при оккупации — Адольфгитлерштрассе, но при любой власти эта двенадцатикилометровая улица оставалась стабильной промышленной и ресторанной локацией. О том, как поменялась Рига с начала ХХ века, Sputnik рассказывает известный рижский филокартист и писатель-историк Илья Дименштейн.
Сто с лишним лет назад обыватели определенно судачили, что в начале ХХ века в Российской империи заметны признаки конца света. На 1900—1901 годы выпало слишком много катаклизмов. Китайские повстанцы-ихэтуани при поддержке марионеточной династии Цин в Маньчжурии (включавшей тогда сегодняшние российские области Приамурье и Приморье от Хабаровска до Владивостока) разрушили почти 500 верст российско-китайской железной дороги КВЖД. В Ростове-на-Дону сгорели почти все цистерны и баржи с бакинской нефтью; в селе Малиновка Харьковской губернии пожар уничтожил около 500 дворов, даже в столице сгорел дотла Апраксин двор. Почили в бозе замечательные художники Исаак Левитан и Иван Айвазовский, в Киеве скончалась великая княгиня Александра Петровна, а на Олимпийских играх в Париже сборная Российской империи не завоевала вообще ни одной медали. Даже Ленин покинул державу, начав свою пятилетнюю женевскую эмиграцию. Итого сальдо нового века получалось пугающим, что и говорить.
Двести лет романовской прото-Латвии
Только в столице Лифляндии, пожалуй, было вполне мирно и спокойно. Градоначальник с 1901 по 1912 год Джордж Армистед застраивал пригороды столицы многоэтажными зданиями, дымили трубы фабрик, горожане становились зажиточнее. Появлялись рестораны и кафе для всех классов и сословий.
Филокартист Илья Диментштейн изучает историю дореволюционной и довоенной Риги по своей коллекции, это около 400 почтовых открыток, там все есть. Сравните, как было тогда и стало теперь.
О знаменитом ресторане "Отто Шварц" в старом городе на углу Бастионного бульвара и Известковой улицы (улицы Калькю), где сейчас бистро McDonald's, мы уже рассказывали. Кстати, улица Известковая за последние несколько веков не меняла своего названия, оно просто переведено на латышский. И тогда, как сейчас, по Известковой можно было пройти мимо магазинов и кафе, дойдя за три-четыре минуты до Ратушной площади и Дома Чернологовых.
А в другую сторону от Западной Двины, Даугавы, находился памятник, построенный на народные пожертвования - 87 236 рублей 89 копеек. На церемонию открытия этого конного памятника Петру Великому, который побывал в столице Лифляндии десять раз, прибыл на колесной двухмачтовой яхте "Штандартъ" самодержец Николай Второй с семьей. Это было 4 июля 1910 года, в юбилей Петровских торжеств по случаю 200-летия присоединения бывшей шведской Ливонии к России.
Как говорит Дименштейн, почтовых открыток с памятником Петру I даже сегодня существует достаточно много, но сама статуя "Золотого рыцаря" стояла в Риге всего 5 лет - с началом Первой мировой, когда кайзеровские войска рвались в западные губернии России, памятник пытались эвакуировать. Рижский градоначальник Вильгельм Роберт фон Бульмеринк был против эвакуации - увы, городской голова тогда оказался достаточно малой единицей, его не послушали. Статую Петра погрузили на транспорт "Сербино" и отправили на Моонзунд. В водах Эстляндии корабль был потоплен немецким эсминцем и статуя утонула.
А пока ее поднимали со дна, в Риге на этом месте появился памятник Свободе и Отечеству проекта Карлиса Зале - он там стоит и сейчас. Монтаж этого памятника, к слову, тоже построенного на народные деньги, спонсировали частные фирмы, такие, как марка зубного порошка.
Петровские следы
Сравнительно недавно, при рижском мэре Гундарсе Боярсе в 2001 году памятник Петру I, подаренная Ригой копия которого установлена в Санкт-Петербурге, восстановил рижанин Евгений Гомберг. Статую ненадолго даже установили в парке Кронвальда, но под давлением общественности убрали с глаз долой. Сегодня его копию можно увидеть на автостоянке у предприятия Teikas nami по адресу Бривибас, 223.
А вот бронзовый памятник фельдмаршалу Барклаю де Толли был успешно установлен Гомбергом возле Христорождественского собора, что на том же бывшем Александровском бульваре.
Вспомним другие памятники, которые украшали Ригу в начале прошлого века. Напротив Рижского замка еще в 1817 году была воздвигнута колонна Победы (Александровская колонна) в честь кампании против Наполеона. На гранитной вершине ее была установлена скульптура Ники - богини победы. Колонна не сохранилась. Если хотите увидеть похожий столп сегодня - это в Питер на Дворцовую площадь.
Еще один памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года — Александровская триумфальная арка — был установлен в районе сегодняшнего Воздушного моста в 1818 году. Высота - 10,1 метра, ширина — 9,7, ширина проезжей части — 4,25. Арку украшают медальоны с символами мира и войны, карнизы и колонны ионического ордена из песчаника. Это единственная в Латвии триумфальная арка архитектора Иоганна Даниэля Годфрида, и, кстати, подобие Триумфальных ворот на Кутузовском проспекте в Москве.
С началом строительства железнодорожного виадука (который тогда имел другую конструкцию — со стальными фермами, вынесенными над проезжей частью) в 1904 году арку перенесли на перекресток Александровской и Шмерля.
А в 1936 году при национальном вожде Карлисе Улманисе под предлогом освобождения проезжей части виадука — в район Рижского порта в парк Виестура (Царский парк) рядом с площадью Джорджа Вашингтона.
Из дореволюционных топонимов в Риге сегодня можно найти немало — названия улиц механически переводились в духе времени на латышский язык и могут быть неузнаваемыми, но поскреби почти любой топоним — и найдешь имперские корни.
Улица Элизабетес, например, называется так в честь императрицы Елизаветы. Младшая дочь императора Петра I и Екатерины I одержала две крупномасштабные победы в Русско-шведской и Семилетней войнах, при ней русские войска заняли Восточную Пруссию с Кенигсбергом и в 1760 году вошли в Берлин. Вспомним это, прогуливаясь по Елизаветинской — одной из самых интересных улиц Риги.
Улица Николаевская теперь — Кришьяня Валдемара, Романовская — Лачплеша, бульвар Престолонаследника — Райниса. Стрелковый сад, в котором в 1964 году император Александр II посадил дуб, — парк Кронвальда.
Церковь Новой Гертруды на улице Венденской (теперь Цесу) таковой и осталась.
Ценные активы обломков империи
"В СССР очень много денег вкладывали в развитие Советской Латвии, но и до 1915 года Рига была для Российской империи важным местом инвестиций. Индустриализация Риги началась в имперские времена, морские порты, крупные заводы и фабрики в Лифляндии и Курляндии, как "Руссо-Балтъ", Либавский и Виндавский морские порты, строили за многомиллионные российские ассигнования. По сути, большая часть современной Риги выглядит как в последние два века при династии Романовых. Об этом стараются забыть, новая эпоха безжалостно и равнодушно меняет и стирает старые вехи, но потом исчезнет и это", — говорит наш собеседник.
По словам Диментштейна, при этом нельзя сказать, что колонизовавшие в Средние века территорию нынешнего региона Прибалтики немцы и шведы не были озабочены развитием — речь не о коренном населении, конечно, но о росте и приумножении инвестиций. В 1721 году (скоро юбилей) капитулировавшее Шведское королевство в результате Ништадтского мирного договора по итогам Северной войны с петровской Российской империей признало присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, части Карелии и других территорий, но Россия за эти земли обязалась выплатить Швеции компенсацию в 2 миллиона ефимков (1,3 миллиона рублей). Так Шведская Ливония — будущая Лифляндская губерния, вошла в состав Российской империи.
После отмены крепостного права в России начался очень короткий золотой период будущей Латвии — более полувека, до начала Первой мировой, Рига далеко за пределами исторического центра бурно застраивалась многоквартирными каменными домами, особняками, доходными зданиями. Только один Русско-Балтийский вагонный завод на улице Вольмарской (Валмиерас) кормил тысячи рабочих. Руссо-Балтъ, как и многие, эвакуировали в Россию, он стал частью Путиловского завода.
Конечно, прошлое не вернуть. Скачок экономического развития в начале прошлого века, рост образования и свобод, включая социалистов-младолатышей, резкая индустриализация привели к созданию сильного рабочего класса из внуков бывших крепостных латышей, латгальцев и крестьян соседних Витебской и Эстляндской губерний. Дальнейшее классики-марксисты определяют незатейливой констатацией факта, когда "верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому". В начале века по всей губернии полыхали усадьбы остзейских серых баронов, а пролетариат рижских заводов и фабрик трансформировал в сторону вооруженного сопротивления и экспроприации.
Впрочем, это уже несколько другая история.