РИГА, 19 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. Младший брат российского императора Александра III и дядя последнего русского царя Николая II великий князь Владимир Александрович был частым гостем в Лифляндской и Эстляндской губерниях, но информации об этом в Латвии крайне мало. В лесу под Валкой есть памятный камень, установленный в декабре 1882 года немецким бароном Левенштерном в честь удачной охоты с представителем Романовых.
Sputnik Латвия обратился к ряду латвийских историков и краеведов с просьбой рассказать о необычном памятнике и бывшем хозяине местных угодий, но они сами были удивлены этому факту и не знали о существовании такого камня. Пришлось провести собственное небольшое историческое расследование.
В поисках затерянного памятника
В Стренчском крае от трассы А3 есть съезд на pieminekļa ceļš ("дорога к памятнику"). Это название фигурирует в популярном навигаторе, но вот сам памятник на карте не отмечен. Памятный камень в высоту больше двух метров. Одна из сторон камня гладко отесана, сверху на ней выбит российский герб, а под ним каллиграфическим почерком написано: "Его Императорское Величество Государь Великiй Князь Владимiръ Александровичь 16-го и 17-го Декабря 1882 года изволилъ здѣсь охотиться".
Рядом с камнем никаких обозначений. И лишь метрах в двадцати в глубине леса стоит деревянный столб, а на нем табличка на трех языках – латышском, эстонском и английском (на русском, к слову, не было), скромно рассказывающую о месте, в котором находимся.
Оказалось, что pieminekļa ceļš - это культурно-историческая тропа у реки Гауя. В короткой справке говорилось, что камень по случаю удачной охоты великого российского князя Владимира Александровича установил владелец этих лесных угодий и поместья Валмиермуйжа Карл Дитрих фон Левенштерн. И тут же было приписано, что с этим местом связаны и трагические вехи истории – в 1964 году в здешнем лесу во время охоты погиб латышский оперный певец Рихард Вейде.
Дружба русского князя и немецкого барона
О том, что третий сын императора Александра II князь Владимир Александрович Романов был заядлым охотником, рассказывается в самых разных мемуарах и книгах. Он принимал участие в царских охотах в Крыму, в Беловежской пуще, в резиденции великого князя Константина Павловича у польского города Скерневице, в других лесных угодьях сегодняшней Польши. А вот о лесах под тогдашним городом Валк, еще не разделенным на латвийскую Валку и эстонскую Валгу, нигде ничего не писалось. Этим и ценен памятный камень, едва не сгинувший в глухом лесу.
Про барона Карла Дитриха фон Левенштерна информации оказалось и того меньше. Его род известен с конца XIV века, когда представители семьи были рижскими купцами и домовладельцами, избирались бургомистрами и членами Рижского совета. Или как, скажем, Генрих Карл Людвиг фон Левенштерн, который в первой половине XIX века был вице-губернатором Эстляндской губернии.
Среди известных Левенштернов также капитан 2-го ранга Ермолай Иванович (Герман Людвиг), участвовавший в кругосветном плавании на парусном боевом корабле "Надежда" под началом капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна. Капитан 2-го ранга Владимир Ермолаевич (Готард Вольдемар) – участник обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 годов.
Герой Отечественной войны Владимир Иванович (Вольдемар Герман) – старший адъютант полководца генерал-фельдмаршала Михаила Барклая-де-Толли, а затем генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, и принимавший участие в Бородинском сражении. Считается, что именно с него – генерал-майора русской императорской армии Лев Толстой списал образ князя Андрея Болконского.
Но некоторые Левенштерны прочно осели в Эстляндии и Лифляндии, и не случись революционные события 1917-го и последующего вытеснения балтийских немцев уже в независимой Латвийской Республике, жили бы здесь, наверное, до сих пор. На территории современной Латвии Левенштернам принадлежало девять поместий, многие из которых до наших дней не сохранились. В окрестностях Риги находились Кокнесское поместье вместе с дворцом (Kokenhusen), Радалкасское поместье (Glauenhof), Залабуское поместье (Selubben), Шкилиньская усадьба (Schillingshof). В окрестностях Валмиеры было поместье Валмиермуйжа (Wolmarshof) и Каугуру (Kaugershof), под Цесисом - Брантуское поместье (Horstenhof), в окрестностях Валки - Вецлайценское поместье (Alt-Laitzen), а в районе Лудзы – Рускуловасское поместье (Ruskulowo).
Но самые тесные связи с семьей Романовых, как выяснилось благодаря этому найденному памятному камню в лесу, были именно у барона Карла Дитриха фон Левенштерна. Удалось найти и фотографию великого князя Владимира Александровича с семьей, гостившего в поместье Вольмарсгоф (городом Вольмар тогда называлась Валмиера).
Построенный во второй половине XVIII века дворец был одновременно и роскошной охотничьей резиденцией, охватывающий лесные угодья до самой Эстляндии. У современников восхищение вызывал охотничий павильон при господском доме с двухэтажным боковым корпусом в стиле барокко и с небольшой башней. А в расположенном неподалеку парке поместья обитали олени, косули, дикие кабаны, зайцы, фазаны и даже зубры.
До основания, а затем…
Октябрьская революция и развал Российской империи развязали руки латышским крестьянам, давно мечтавшим отомстить немецким баронам за годы батрачества, и в 1918 году дворец сожгли. А после 1920 года в результате аграрной реформы молодой Латвийской Республики земли и дворцы у балтийских немцев попросту экспроприировали. Так, Левенштерны вынуждены были бежать за границу.
Сегодня потомки балтийских немцев живут в Германии, Австрии, Дании, Австралии, Канаде, Аргентине и даже в Намибии.
Что же касается дворца, в котором останавливался великий князь Владимир Александрович и откуда он направился на охоту 16 декабря 1882 года, то его, как и большинство поместий Левенштернов, ждала печальная участь. Отобрав Вольмарсгоф у барона Карла Дитриха фон Левенштерна, его восстановили в 1920 году, чтобы сделать из господского дома лагерь для военнопленных.
Через несколько лет дворец все-таки вернулся к светской жизни - стал основной школой, но с приходом к власти Карлиса Улманиса в Латвии стало не хватать исправительных учреждений. И в 1936-м поместье Валмиермуйжа вновь стало тюрьмой, а во время Второй мировой войны снова лагерем военнопленных. Как итог - новый пожар и снос. До наших дней дожила только та самая башня в стиле барокко с уникальной росписью, которой так гордился друг семьи Романовых.
Лишь в 2006 году поместье Валмиермуйжа обрело вторую жизнь - некий житель Валмиеры начал на ее территории строить пивоваренный завод. На сайте этой компании рассказывается о том, что поместье Вольмарсгоф (в латышском варианте исключительно – Валмиермуйжа) упоминается в исторических летописях, начиная с XIII-XIV веков, но ни слова не говорится о человеке, построившем этот самый дворец и принимавшем в нем первых лиц Российской империи – о бароне Карле Дитрихе фон Левенштерне.
Может, теперь о балтийском немце Левенштерне из Вольмара, владевшем значительной частью земельных и лесных угодий сегодняшней Латвии, вспомнят. А историки отыщут в архивах данные о том, что стало с ним и его потомками. А то это как минимум нечестно в различных путеводителях с гордостью рассказывать об уцелевшей башне поместья Валмиермуйжа с уникальной росписью, но нигде даже не упоминать имя построившего ее человека.