РИГА, 15 мая — Sputnik, Андрей Татарчук. Подписание полной и безоговорочной капитуляции нацистской Германии 75 лет назад, к сожалению, не означало полного разгрома фашизма – в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе еще шли ожесточенные бои. Латвийские ветераны военных операций против милитаристской Японии в Маньчжурии и Китае в беседах со Sputnik вспомнили войну в Китае, значение которой в современном западном обществе недооценено. Но в китайском календаре, помимо 9 мая, две важные даты – 7 июля и 3 сентября.
Предприниматель Тао Ма – из Пекина. Он приехал в Латвию больше 20 лет назад и открыл здесь несколько ресторанов. Счастливо женат на латышке, у них двое детей, гостевой дом и ресторан китайской кухни в Цесисском районе. Наш собеседник праздновал 9 мая юбилей Победы над гитлеровской Германией, но для Китая и многих стран Юго-Восточной Азии с поражением Третьего рейха и его берлинской капитуляцией война не была окончена. По словам Тао Ма, современный ревизионизм итогов Второй мировой войны со стороны западных стран в составе ЕС и НАТО вызывает непонимание руководства КНР.
"Недавнее высказывание президента Дональда Трампа о том, что США и Великобритания победили фашизм без упоминания Советского Союза и Китайской Народной Республики – это выражение попытки западной коалиции пересмотреть итоги мировой победы над нацизмом. Для Китая это тоже была Великая Отечественная война – только вместо войск Германии у нас были японцы, проявившие чудовищную жестокость во время оккупации Маньчжурии и юго-восточного побережья Китая. Наша победа в Великой Отечественной войне – это общая с Советским Союзом и странами-союзниками, включая США, победа.
Мы в Китае празднуем 9 Мая – как в Америке, Европе, России и здесь у нас в Латвии. 7 июля – начало войны с Японией. А 3 сентября в Китае празднуется День победы. Это на следующий день после капитуляции милитаристской Японии, оккупировавшей Китай не менее жестоко, чем это делала Германия в Советском Союзе", - говорит предприниматель.
История далекой дальневосточной войны
Дедушка по линии матери Тао Ма – участник той войны. Дед был из провинции Шаньдун (Цзяочжоу) на китайском восточном побережье, это выше на север от Шанхая и совсем близко через Желтое море от японской Окинавы.
Территория много раз попадала под внешнее управление. После начала Первой мировой войны в 1914 году Китай объявил о своем нейтралитете, призвав воюющие державы не переносить военные действия на китайскую территорию, в том числе и на "арендованные" земли южного и восточного побережья. Китайское обращение было проигнорировано, и осенью 1914 года японские и британские войска захватили Цзяочжоускую концессию, которая при императорском правлении была под протекторатом Германии. Слабый в то время Китай был вынужден принять японский ультиматум "Двадцать одно требование", согласно которому по статье 156 Версальского мирного договора протекторат Германии в Цзяочжоу менялся на японский протекторат.
В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-го во главе с Пу И – последним императором последней китайской династии Цин. В конце 1932 года японская Квантунская армия вторглась в провинцию Жэхэ. После операции, известной как Защита Великой Китайской стены, в которой Япония одержала победу, территории к западу от Пекина попали в сферу влияния Японии. В 1933 году Япония официально вышла из Лиги Наций – прообраза ООН. В 1935 году было подписано японо-китайское соглашение, известное как соглашение Хэ-Умэдзу, признающее японскую оккупацию провинций Хэбэй и Чахар. При поддержке Японии было провозглашено создание прояпонского государства в восточной части провинции Хэбэй. К началу 1937 года Япония контролировала все территории к западу, северу и востоку от Пекина. В 1939 году было создано Объединенное автономное правительство Мэнцзяна во Внутренней Монголии, Южном Чахаре и Северном Шаньси под формальным руководством князя Дэ Вана Дэмчигдонрова – еще одного китайского коллаборациониста вроде латвийского группенфюрера СС Рудольфа Бангерского.
Сопротивлению китайцев японской оккупации мешала политическая конкуренция и гражданская война в Китае, открытая правительством Чан Кайши в апреле 1927 года событиями Шанхайской резни – активисты Гоминьдан убивали коммунистов, были разгромлены коммунистические организации в Нанкине, Ханчжоу, Нинбо, Аньцине и Фучжоу. Потребовалось почти десять лет гражданской войны между сторонниками Гоминьдан и Красной армией, закрепившейся в советских районах на севере и в Центральном Китае, чтобы Китай начал воевать против Японии. Поводом к перемирию между правительством Гоминьдан и Красной армией стал арест генералиссимуса Чан Кайши в Сиане. Летом 1937 года Япония инсценировала захват китайцами в плен своего солдата в инциденте на мосту Лугоу в пригороде Пекина. Части Квантунской армии вскоре победили слабую и разрозненную китайскую армию. Командиры коммунистов Мао Цзэдун, Чжу Дэ, Чжоу Эньлай смогли объединить китайские вооруженные силы после захвата Японией северной столицы Поднебесной.
Так началась китайско-японская война, о которой в Европе знают слишком мало. История европейцев выглядит как противостояние почти исключительно немецко-фашистской агрессии и войне против (или, к сожалению, на стороне) стран-лидеров нацистской оси Германия – Япония – Италия. В 1940 году в Берлине представители МИД этих стран подписали Dreimächtepakt – договор, отчасти напоминающий соглашение стран Североатлантического договора.
Этот Тройственный пакт стран гитлеровской оси почти копия современной статьи 5 блока НАТО, где нападение на одну страну альянса обязывает другие страны оказывать всестороннюю взаимопомощь. В частности, в статье 3 пакта от 1940 года особо оговорено: "Если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в японо-китайском конфликте, то три страны обязуются оказывать взаимную помощь всеми имеющимися в их распоряжении политическими, экономическими и военными средствами".
"Потери Китая от оккупации и войны с Японией составляют 35 миллионов человек – в основном мирные жители. Это больше, чем 26 миллионов граждан, которые потерял Советский Союз в результате нападения летом 1941 год Германии и ее союзных стран нацистской оси. Конечно, я не буду сравнивать потери, но жестокость японских оккупантов в Китае в годы Великой Отечественной войны, где даже Гоминьдан объединился с коммунистической партией в вооруженной борьбе против японцев, была запредельно, невероятно жестокой.
В Нанкине известен мемориал жертв японского геноцида – более 300 тысяч пленных китайцев были убиты по приказу принца Асаки Ясухито. Он издал приказ по армии "убивайте всех" и никогда не был за это осужден, умерев своей смертью в 1981 году, избежав Нанкинского трибунала. Конечно, сегодня Китай торгует с Японией, и мы развиваем взаимовыгодные совместные проекты в разных отраслях экономики, но мы не забываем Нанкинскую резню", - говорит Тао Ма.
Этот чудовищный эпизод – то, что хотели бы вычеркнуть из истории в Японии. В 1937-м аффилированные японские газеты Osaka Mainichi Shimbun и Tokyo Nichi Nichi Shimbun освещали "конкурс" между японскими офицерами Тосиаки Мукаи и Цуёси Нодой из 16-й дивизии Квантунской армии. Это происходило в период до взятия Нанкина, и офицеры описывались как желавшие выяснить, кто из них первым зарубит 100 человек мечом. По пути из Цзюйжуна в Таншань в Цзянсу Мукаи убил 89 человек, в то время как Нода – 78. Так как никто не убил сотни, соревнование продолжалось. Когда они прибыли к горе Цзыцзинь, Мукаи уже убил 106, а Нода — 105 человек. Оба офицера убили своих сотых жертв в разгар боев за Нанкин, что не позволяло установить, кто из них справился первым. В связи с этим журналисты Асами Кадзуо и Судзуки Дзиро сообщили в газете, что офицеры решили начать новое соревнование, посвященное убийству 150 человек.
Лейтенант Сергей Мао и другие красноармейцы
Старший сын китайского Великого Кормчего Мао Аньин в хаосе и нищете Гражданской войны оказался среди беспризорников Шанхая. В 1936 году Аньин отправился на учебу в СССР в ивановский Интердом, где учился русскому языку. В России у него было имя Сережа. В 1942 году 20-летний Аньин написал три письма Верховному главнокомандующему Советского Союза с просьбой отправить его на фронт. "Дорогой товарищ Сталин! Я – китайский юноша. В руководимой Вами Стране Советов проучился 5 лет. СССР я люблю так же, как люблю Китай. Я не могу смотреть, как германские фашисты топчут Вашу страну. Я хочу мстить за миллионы убитых советских людей. Я полон решимости идти на фронт. Пожалуйста, поддержите мою просьбу. Мао Аньин (Серёжа), май 1942 года".
Вскоре Сергей Цзедунович Мао попал на курсы сержантского состава, учился в Военно-политической академии им. Ленина в Москве и в Военной академии им. Фрунзе. В январе 1943 года стал членом ВКП (б) и в звании лейтенанта был отправлен на 2-й Белорусский фронт. Прошел с боями Польшу и Чехословакию, завершив боевой путь со своей танковой частью в Берлине. В 1946 году он вернулся в Китай и принял участие как офицер НОАК в разгроме вооруженных сил Гоминьдан. Погиб в 1950 году в Северной Корее в звании генерал-майора во время воздушного налета американских бомбардировщиков B-26. Похоронен в КНДР в уезде Хвэчхан вместе с другими павшими в Корейской войне китайскими народными добровольцами.
За Советский Союз в Великой Отечественной войне воевала 88-я отдельная интернациональная стрелковая бригада в составе 1-го Дальневосточного фронта. По своему предназначению бригада была разведывательно-диверсионной и подчинялась разведотделу штаба Дальневосточного фронта под командованием генерала армии И. Р. Апанасенко. Это подразделение военного спецназа в составе более тысячи ханьцев, монголов, маньчжуров, тибетцев и представителей других национальностей Китая создавалось для ведения партизанской войны в оккупированной Маньчжурии.
Личный состав бригады систематически осуществлял марши, прыжки с парашютом, заплывы на Амуре, изучение и ведение радиоразведки. Периодически группы совершали рейды через советско-китайскую и советско-корейскую границы, но основной боевой работой занимались разведчики и связные в тылу врага. В августе 1945 года ее солдаты и офицеры были распределены между всеми тремя Дальневосточными фронтами РККА. Их роль в ликвидации марионеточных государств Манчжоу-Го и Мэнцзян не настолько значительна, как их будущее.
Командир 88-й бригады РККА Чжао Бао Джун стал первым главнокомандующим Народной освободительной армии Китая. Корейских бойцов 88-й бригады, включая капитана Ким Ир Сена, направили в Корею. Наконец, в 1949 году после поражения Гоминьдана и бегства Чан Кайши на Тайвань была провозглашена Китайская Народная Республика, взявшая курс на коммунистическое развитие и сегодня ставшая основным противником трансатлантической доктрины развития мира.
"Современный мир не монополярный, он даже не такой, каким он был после атомных бомбардировок ВВС США японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 года. Третьего сентября этого года Китай празднует 75 лет капитуляции страны гитлеровской оси Японии, это важный для нас момент Второй мировой войны, как в Европе, - День Победы 9 мая. Китайцы помнят и чтут свою историю", - говорит Sputnik Тао Ма.
Солдаты Победы
Среди латвийских ветеранов Великой Отечественной войны немало участников войны на Дальнем Востоке - летом 1945 года более полутора миллионов советских солдат, победивших Германию, стояли на границе с Манчжоу-Го, когда китайские солдаты наступали на Квантунскую армию с юга и востока. Тихоокеанская флотилия США мстила императорской Японии за свой "день позора" Перл-Харбора (day of infamy, как назвал атаку японских ВВС на базу ВМФ США 7 декабря 1941 года американский президент Ф. Д. Рузвельт, после чего Японии была объявлена война – ред.).
Подполковник ВВС Виктор Кошелев, живущий в Риге, участвовал в переброске советских десантников в тыл японцев в ходе уникальной операции по захвату военных аэродромов Квантунской армии в Маньчжурии. Старший прапорщик из Добеле Николай Колот учил танкистов молодой НОАК и даже учил управлять советским танком Мао Цзэдуна.
Смотрите истории ветеранов Латвии, включая дальневосточные эпизоды в видеосюжетах, сделанных в рамках проекта Sputnik "Солдаты Победы 1945–2020".