Несколько случаев заражения коронавирусной инфекцией иностранных военнослужащих в многонациональном батальоне НАТО на территории Латвии не остановили маневров на латвийской территории. Очень опасная для мирного населения затея, ничем не оправданный риск, и откровенная "показуха" с военной точки зрения.
Многонациональные военные учения Steele Brawler проходят с 13 по 18 апреля на полигоне Meža Mackeviči в Даугавпилсском регионе. Декларировано участие 600 иностранных военнослужащих и 100 единиц техники. В полном составе дислоцированная в Латвии боевая группа расширенного присутствия НАТО включает более 1,4 тысячи солдат из Албании, Чешской Республики, Италии, Канады, Черногории, Польши, Словакии, Словении иИспании.
Заявленная цель маневров – укрепление сотрудничества между вооруженными силами в ходе совместных тренировок – выглядит в условиях пандемии крайне неубедительно. Необходимость и полезность переброски войск альянса к белорусской границе – неочевидны, в отличие от негативных последствий.
С особым цинизмом
Шестьсот военнослужащих на ста бронемашинах могли бы спокойно позаниматься и на территории базы Адажи, которая располагает огромным полигоном. В целом на развитие военной инфраструктуры Латвии Вашингтон потратил 170 миллионов евро, а Брюссель до 2021 года вложит еще 71 миллион евро. Благодаря таким инвестициям, в Адажи можно разыграть учения любого масштаба. Так, в конце марта здесь состоялись маневры Iron Spear 2020 с участием национальной механизированной пехотной бригады и боевой группы расширенного присутствия НАТО в Латвии (боевые стрельбы из танков и БТР, отработка координация между латвийскими и иностранными войсками). Зачем же в апреле подвергать опасностям мирное население Латвии, переезжая с одного большого полигона на другой – поближе к белорусской границе?
Полагаю, иностранным войскам альянса в Латвии по предназначению необходимо отрабатывать действия не столько "в обороне Балтии", сколько в наступлении – на значительном операционном пространстве, с акцентом на территорию вероятного противника ("карликовый" вариант маневров Defender Europe 2020).
Активность альянса вполне прозрачна. От латвийской границы до Москвы – полчаса полета истребителя-бомбардировщика (всего 600 км), и эти машины регулярно отрабатывают в странах Балтии полеты на высотах 150-200 метров (тактика прорыва ПВО противника, которым в регионе может быть лишь Россия или Беларусь).
Серия провокационных учений альянса повышает вероятность развития нештатных ситуаций, заставляет Москву и Минск укреплять общее оборонное пространство, создавать механизмы безопасности (их непросто будет включить в час икс, но еще сложнее выключить). Вряд ли эти закономерности способствует росту региональной стабильности. Напомню, военная доктрина России декларирует право применения ядерного оружия в случае агрессии против РФ с применением даже обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.
Кто же сегодня главный противник? Без преувеличения, для латвийской армии и ее союзников самой большой угрозой является коронавирус COVID-19. Не все в НАТО это понимают.
Учения Steele Brawler, как и любые другие массовые перемещения войск, не позволяют выдерживать безопасную дистанцию между военнослужащими. На марше возможны контакты с местными жителями. Очевидно, альянс готов продвигать свои геополитические интересы, учитывая даже вероятные потери от пандемии. Приоритетом является военная программа. Между тем, в Латвии на 13 апреля зафиксированы 653 случая заражения COVID-19. Республика еще 14 марта закрыла все международные перевозки, ранее объявлено чрезвычайное положение и восстановлен пограничный контроль на внутренних границах ЕС.
Глава министерства обороны Латвии Артис Пабрикс прекрасно осведомлен о присутствии коронавируса в многонациональном батальоне альянса и в собственной армии. Самое время – посадить войска на карантин, а не маневры множить.