РИГА, 12 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. Этот день у многих жителей Латвии звучит в сердцах траурным набатом, напоминающем о тысячах погибших и о сотнях чудом сумевших сохранить жизнь и память о жестоких преступлениях против человечества. Обычно, в этот день здесь сотни человек, чтящих подвиг советского солдата-освободителя. Но на этот раз здесь очень тихо и пустынно. Карантин стал препятствием для собраний, но хочется верить, не для памяти.
От российского посольства в этот карантинный год на возложение приезжают всего несколько человек. Уже на стоянке их встречает полиция и вежливо напоминает о том, что в нынешнее время правила таковы: не более двух человек в группе, минимальная дистанция между группами - два метра. Дипломаты законопослушно выстраиваются в цепочку с длинной дистанцией и идут возлагать цветы. Сзади, процессию снимает для отчета полиция.
Светит солнце, поют птицы. Узкая цепочка людей молча шествует к мемориалу. Кроме четверых работников посольства в парке больше никого. Общественники подъедут позже и тоже пойдут к мемориалу малыми группами. Использую время, чтоб спросить о главном посла России в Латвии Евгения Лукьянова.
- Сегодня здесь так непривычно безлюдно, нет ощущения что люди внезапно забыли эту дату?
- Уверен, что люди помнят, Тот, кто до сих пор не забыл, из-за пандемии не забудет. Но времена такие, что лучше помнить дома. Конечно, память сильнее, ярче и эмоциональнее на знаковом месте, и потому люди в определенные даты собираются в определенных местах. Но есть и другая традиция. В день поминовения погибшего его родные, если не могут приехать на могилу, по русскому обычаю ставят дома рюмку водки и накрывают ее кусочком хлеба. Многие поминают своих родных таким образом и сегодня это самый правильный способ. Потому что отказ от встреч, это не только забота о своей безопасности но и забота о безопасности стариков.
Память не уничтожить одним годом пандемии и воздержанием от публичных встреч. То, что мы приехали сюда малой группой, вовсе не значит что для остальных работников посольства эта дата ничего не значит. Для многих из нас памятные даты той войны - это личное. Память семьи, память предков, память страны. То что мы соблюдаем меры карантина, наоборот, показывает нашу заботу об этой памяти.
Проходя под бетонным зданием выставочного комплекса мемориала, мы замолкаем. Мемориал давит, заставляет думать о тех ужасах, что здесь происходили. Выразительные скульптуры взывают к памяти. Под неумолчное тиканье метронома Вечного огня процессия приближается к мемориальной плите. Строго по протоколу, военный атташе Руслан Ушаков возлагает венок и отдает честь памяти жертвам нацизма и их освободителям. Шествующий за ним посол РФ, привычными движениями расправляет ленты венка, и молча смотрит в безоблачное небо мирного, но по своему опасного времени.
Что же будет с 9 Мая?
После завершенного ритуала, я вновь подхожу к послу и задаю вопрос, тревожащий многих.
- А что же будет с праздником 9 мая?
- С праздником все будет хорошо. Но иначе чем обычно. Для тех кто помнит, понятный запрет на массовые мероприятия амнезии не вызовет. Просто, люди отметят праздник несколько иначе. Сейчас, пандемия коронавируса, миллион инфицированных, десятки тысяч погибли. Многие государства в разных частях мира проводят различные карантинные мероприятия, направленные на то, чтоб сберечь жизнь своих жителей. И в этой связи никаких массовых мероприятий в Латвии до 12 мая не будет.
Мы полагаем это правильным и не считаем противоречащим празднику Победы. Ведь праздник Победы - это праздник жизни, праздник преодоления смерти. Было бы странным отметить этот день массовым заражением смертельным вирусом. Тем более подвергнуть такому риску еще живых ветеранов, которые имеют возможность отпраздновать этот великий юбилей, а мы имеем возможность их поздравить. Конечно, мы должны заботиться об их здоровье и долгой жизни. Ведь чем дольше они будут с нами, тем больше мы будем иметь возможность лучше узнать об их подвигах.
Какие-то мероприятия могут быть проведены онлайн. Многие старики уже давно освоили возможность знакомиться с событиями удаленно. А при помощи более молодых родных они смогут и более современные способы дистанционного общения освоить. Например, принять видеозвонок с поздравлениями.
- А как будет проходить праздник в России?
- Ситуация с пандемией короновируса у нас в разных регионах страны очень разная. На всю страну чрезвычайная ситуация не распространяется. Россия очень большая, знаете ли. С разной статисткой распространения этого вируса, с разной плотностью населения. В отдельных субъектах Российской Федерации разного рода карантинные ограничения есть. Самым опасным городом России по статическим данным стала Москва с ее концентрацией населения. Есть опасность и в других городах миллионниках. Но есть регионы, где пока, к счастью, не зарегистрировано ни одного случая заражения. И, возможно там, местные смогут отметить праздник более массово, чем в опасных с точки зрения инфицирования регионах.
Память воинов, и война с памятью
После возложения в Саласпилсском мемориале, посол уезжает, а военный атташе, едет в еще одну памятную точку Саласпилса - на старое гарнизонное кладбище, где на месте захоронения воинов российской императорской армии, погибших во время Первой мировой войны, во время Второй мировой нацисты прятали трупы узников Саласпилсского концлагеря.
Это кладбище долго считалось просто "участком леса", в таком статусе оно пробыло все советские годы. Из небытия память вернул латвийский историк Игорь Гусев, добившийся для кладбища мемориального статуса и организовавший общественные субботники.
А другой историк-общественник Влад Богов провел переговоры с российским посольством, после чего в прошлом году на этом кладбище появились две новые красивые гранитные плиты "Воинам российской императорской армии и их родным вечная память" и "Светлая память мученикам Саласпилса".
Памятники, поставленные энтузиастами, вандалы пытались уничтожить. К памятникам, находящимся под контролем у России, отношение другое, прежде всего у полиции. Пока это память частных лиц, ее уничтожение это как-будто и ничего. А вот за осквернение официального мемориала можно получить реальный срок.
- В Министерстве обороны России есть отдельное управление, занимающееся вопросами памяти солдат родины и ее увековечиванием, – пояснил Военный атташе Руслан Ушаков. - Этим управлением курируется и поисковые операции и ведется учет памятников, захоронений мемориалов. За рубежом Россия также осуществляет контроль за состоянием мемориалов, и эта работа никогда не останавливалась. Мы не оставляем безнаказанным осквернение могил наших воинов, добиваясь расследования случаев вандализма и наказания для вандалов. Должен сказать, что вообще война с памятниками, явление абсолютно позорное. Мертвые герои уже не могут дать сдачи. Те, кто занимаются подобным, в будущее никакого света не несут.