РИГА, 7 апр — Sputnik. Симона Алексеева. Сегодня в топе темы укрепления духа, которую возделывают сразу несколько недавних киноновинок о женщинах. У каждой из героинь этих разных по настроению фильмов свое понимание силы, справедливости и идеального устройства жизни. Интересно, какое из них больше совпадет с вашим?
"Маленький Джо"
Оригинальное название Little Joe
Производство: Великобритания, Австрия, Германия, 2019 год
Реж. Джессика Хауснер
В главных ролях: Эмили Бичем, Бен Уишоу и др.
Кадры из этого фильма с героями в зеленых халатах и с защитными масками на лицах наводят ассоциации с захлестнувшей весь мир пандемией коронавируса, обернувшейся для нас вынужденным домашним затворничеством. Но тема этой антиутопии вовсе не эпидемия, а человеческое стремление к вечному счастью.
Маленький Джо – так сотрудница научной лаборатории Элис ласково называет выведенный ею цветок, погружающий окружающих в состояние безоблачного счастья. Женщина нарушает внутренние правила компании и нелегально приносит домой испытательный образец этого живого антидепрессанта. Казалось бы, отличное домашнее растение - пользы от него будет несравнимо больше, чем от какого-то щучьего хвоста или даже алоэ. Но вскоре после появления дома аленького цветочка сын-подросток отдаляется от Элис и начинает странно себя вести...
Режиссера Джессику Хауснер вдохновил на этот фильм готический роман "Франкенштейн" английской писательницы Мэри Шелли.
"Наука – очень важная тема в современном мире. Героиня моего фильма - ученый-генетик. Мы наблюдаем за ее отношениями не только с растением, но и с собственным сыном. Они оба развиваются странным образом, и Элис уже не может их контролировать", – поведала режиссер в интервью журналу Collider.
Впрочем, разворачивающаяся на экране история затрагивает и куда более глубокие проблемы – например, постоянное давление общества на людей в стремлении сделать их счастливыми и манипулировать ими.
"Люди всегда стремились к счастью, но сегодня ты чуть ли не обязан постоянно транслировать это чувство. Когда в последний раз знакомые на вопрос "Как дела?" отвечали вам "Плохо"? Репрезентация себя в социальных сетях стала важнее того, что именно ты представляешь", – рассуждала режиссер Джессика Хауснер в интервью киножурналу Little White Lies.
Джессика Хауснер выстроила в своем фильме целый искусственный мир, способный порадовать самых искушенных эстетов. Биотехнолог Элис живет в безупречном пространстве с элементами 60-х в интерьере, носит прическу в духе Мирей Матье и наряды в пастельной гамме французских "макарунс". Сюрреалистическая атмосфера усиливает впечатление от токсичного воздействия растения на героев.
Исполнительница главной роли биотехнолога в "Цветочке счастья" Эмили Бичем завоевала лавры лучшей актрисы на Каннском кинофестивале - 2019.
"Конец сладкого дня"
Оригинальное название: Dolce Fine Giornata
Производство: Польша, 2019
Реж. Яцек Борцух
В главных ролях: Кристина Янда, Касия Смутняк.
Перед нами разворачивается картина буржуазной жизни польской еврейки, литератора и обладательницы Нобелевской премии Марии Линде. Она весело проводит время на собственной вилле в окружении местного бомонда, рассекает по живописному шоссе среди тосканских холмов на кабриолете Porshe и ни в чем не испытывает недостатка.
Но в Риме происходил теракт, и слишком эмоциональная публичная речь эмансипированной поэтессы в одночасье ставит точку в ее идиллическом существовании. Слова Марии становятся катализатором общественных беспорядков и обострившихся антимиграционных настроений. Ситуацию осложняет роман самой поэтессы с молодым египтянином – владельцем ресторанчика на берегу моря.
Какую ответственность мы несем за свои слова? Насколько высокую цену готовы заплатить за сказанное в порыве? Драма польского режиссера Яцека Борцуха поднимает все эти вопросы, параллельно разворачивая на экране полотно отношений свободолюбивой героини с ее близкими.
Итальянскому мужу Мария Линде пишет длинные письма, находясь в соседней с ним комнате. С молодым любовником-египтянином зачитывается стихами Омара Хайяма и зажигает в ночном клубе. Дочь Марии, выступающая для нее своеобразным моральным компасом, часто плачет и принимает каждый поступок матери слишком близко к сердцу. Показателен их диалог. "Мама, ты уверена, что знаешь, что делаешь?" - вопрошает дочь, раскусившая интрижку Марии с молодым любовником. "Я уже ни в чем не уверена", - многозначительно отвечает та.
Исполнительница главной роли Кристина Янда на сегодня – главная легенда современного польского кино. Актриса, которую называют польской Джиной Роулендс, долгие годы была музой известного режиссера Анджея Вайды и удостоилась наград самых влиятельных кинофестивалей Европы. В 2019 году ее коллекцию пополнил спецприз жюри на фестивале независимого кино "Сандэнс" за роль Марии Линде в "Вечере в Тоскане". Ну а сыгравшая в фильме роль дочери польская актриса Касия Смутняк уже успела сделать неплохую карьеру в Италии, став одной из героинь драмы Паоло Соррентино "Лоро" о Сильвио Берлускони.
"Очень женские истории"
Производство: Россия
Реж: Наташа Меркулова, Лика Ятковская, Анна Саруханова,
Оксана Михеева, Антон Бильжо
В главных ролях: Анна Михалкова, Любовь Толкалина, Виктория Толстоганова, Виктория Исакова.
Вопреки ожиданиям, выпущенная к Международному женскому дню российская антология из пяти короткометражек - вовсе не набор сладеньких романтических историй. Авторами четырех из них стали женщины, одной - режиссер-мужчина.
Киноальманах открывает короткометражка Оксаны Михеевой "Эс как доллар, точка, джи" с Анной Михалковой в главной роли. В антиутопии о футуристическом формате гендерных отношений в России и мужьях в аренду хватает веселых моментов. Но со второй новеллы тональность повествования разительно меняется.
Сороколетняя героиня "Уроков рисования для взрослых" (блестящая работа Любови Толкалиной) решает положить конец роману мужа с юной прелестницей (Лукерья Ильяшенко). Как известно, месть – это блюдо, которое следует подавать холодным. У обманутой жены вызревает отличный план – она записывается на занятия в студию живописи, чтобы сблизиться с любовницей мужа…
Драматический градус антологии просто зашкаливает на новелле Наташи Меркуловой "Сестры" о токсичных отношениях двух ближайших родственниц. Вполне себе состоявшаяся женщина Нина с семьей и работой (Виктория Толстоганова) как с ребенком носится со своей сестрой-алкоголичкой Аллой (Виктория Исакова). Вызовы падшей сестре скорой помощи, ее обещания завязать, припадки и побеги – все это повторялось уже не раз. Но однажды терпению и самопожертвованию Нины приходит конец.
Новелла "Стиралка" от единственного режиссера-мужчины Антона Бильжо рассказывает историю красотки Веты с традиционным комплектом страданий обитательницы "золотой клетки": муж холоден, заняться нечем, самореализации – ноль.
Жизнеутверждающим финалом пестрого кинококтейля о женских добродетелях и грехах становится новелла "Выставка". Героиня актрисы Полины Виторган, недавно расставшаяся с парнем, встречает на выставке современного искусства разлучницу. Формат арт-перформанса заставляет девушку справиться со шквалом обрушившихся на нее чувств. Можно ли злость и обиду трансформировать в созидательные эмоции, улыбнуться вчерашнему врагу и перевернуть новую страницу в своей жизни? Смотрите – узнаете.