РИГА, 3 апр — Sputnik, Владимир Линдерман. До сих пор большинство из нас слышали название этого итальянского города только благодаря старой советской комедии "Труффальдино из Бергамо", с Константином Райкиным в главной роли. Но нынешние события далеки от веселья.
Сегодня Бергамо — в фокусе всех мировых СМИ. Город оказался на передовой войны с COVID-19 и понес тяжелейшие потери. Достаточно сказать, что смертность в Бергамо, по сравнению с периодом "мирного" времени, подскочила в 4-5 раз.
Информация поступает противоречивая, бывает нелегко отличить правду от домыслов. Поэтому я связался с журналистом местной газеты L'Eco di Bergamo ("Эхо Бергамо") Пьеро Вайлати и попросил его ответить на несколько вопросов.
Пришлось изменить привычки
— Какое настроение преобладает у жителей Бергамо: страх, отчаяние или наоборот — оптимизм, надежда?
— Люди в Бергамо имеют привычку не раскрывать свои эмоции и реакции. Однако после 8 марта, когда тяжесть ситуации начала проясняться, атмосфера в городе стала мрачной. Был страх, но контролируемый, без массовой паники. Чувство отчаяния не отпускало, особенно в те дни, когда мы смотрели на армейские грузовики, вывозящие гробы в другие города. На нашем местном кладбище не осталось места для захоронений.
Несколько последних дней статистика выглядит чуть более оптимистичной, и возродилась надежда. Но она очень сдержанная.
— Итальянцы — общительные люди. Как вы справляетесь с ограничениями карантина?
— Жители Бергамо все-таки менее общительные, мы не привыкли со всеми обниматься, как это принято, например, в окрестностях Милана, не говоря уже о Риме или юге Италии.
Горожане быстро осознали, что единственный способ ограничить распространение вируса — это просто сидеть дома, выходя только в случаях крайней необходимости. И люди изменили свои повседневные привычки без каких-либо проблем. Если мы сравним штрафы, которые были наложены за нарушения карантина на жителей Бергамо (как на частных лиц, так и на коммерческие предприятия — магазины, кафе), то можно увидеть, что они гораздо меньше, чем в других городах.
Меры запоздали: боялись обрушить экономику
— Как вы оцениваете меры, предпринятые городскими властями? Были ли они своевременными?
— То, что сейчас происходит в городе и во всей провинции Бергамо, указывает на эффективность принятых мер. Но также и на то, насколько они запоздали. Если бы власти применили эти меры раньше, распространение вируса было бы гораздо менее широким, а последствия — менее трагичными.
Особенно это относится к городам в долине реки Серио — Альзано, Альбино, Нембро, которые расположены в 10 километрах от Бергамо. С самого начала это была наиболее пораженная зона. Но никаких ограничительных мер своевременно введено не было — из опасений разрушить экономику региона. Именно в этих городах размещено много промышленных предприятий.
— Насколько эффективен контроль за ситуацией, осуществляемый полицией?
— Контроль оказался достаточно эффективным. Прежде всего, благодаря тому, что люди сами осознают тяжесть ситуации и следуют правилам. С 9 по 31 марта было зарегистрировано всего 28 нарушений со стороны коммерческих предприятий, при общем числе проведенных проверок — 13 600.
Частные лица нарушают карантин несколько чаще. Вынесено 1716 штрафов, при общем числе проверок — 47 000. Объяснения оштрафованных выглядят забавно: кто-то отправился в магазин за 10 километров, потому что там вкуснее хлеб, кто-то отдалился на 30 километров от дома, выгуливая собаку...
— Как организована доставка еды и других предметов первой необходимости нуждающимся?
— Посещение магазина — одно из немногих исключений из ограничений карантина. Продуктовые магазины и супермаркеты открыты, но работают по сокращенному графику. Для тех, кто болен, для пожилых людей организована доставка еды на дом, в том числе волонтерами. Многие магазины бесплатно доставляют товары тем, кто нуждается.
— Что вы можете сказать о системе здравоохранения?
— В Бергамо и в целом в Ломбардии система здравоохранения вполне работоспособна. Но она столкнулась с огромным, небывалым числом зараженных коронавирусом людей, из-за чего возник дефицит мест в палатах интенсивной терапии. В тяжелом состоянии оказались больные, у которых не было COVID-19: их часто выписывали в спешке, потому что врачи боялись, что и эти люди тоже будут инфицированы.
В Италии нет общенациональной системы здравоохранения, каждый регион имеет свою. Самые надежные — в регионах Ломбардия и Венето, но и они оказались в ситуации коллапса. Что случится, если эпидемия распространится на те регионы Италии, где положение со здравоохранением и в обычное время далеко от нормального? Это главный вопрос сейчас.
Благодарны России за помощь
— Газета La Stampa опубликовала статью, где утверждается, что российская помощь является бесполезной и даже опасной для Италии. Каково ваше мнение и что думают о российской помощи люди в Бергамо?
— Помощь со стороны России высоко оценивается на всех уровнях: представителями власти, медицинскими работниками, обычными людьми.
Несколько дней российские медики работали в госпитале папы Иоанна, крупнейшем в Бергамо, сейчас их переведут в полевой госпиталь, который возводится альпийскими подразделениями итальянской армии.
Российские военные специалисты с первых часов прибытия занимаются обеззараживанием центров для пожилых людей. Именно учреждения этого типа оказались наиболее уязвимыми для распространения вируса.
Вот что еще хочу отметить. Основная помощь прибыла в Италию из стран, далеких от нас географически и культурно: Китай, Россия, Куба. Известно, что медицинский персонал этих стран отличается высоким профессионализмом. Кроме того, китайские специалисты уже обрели большой и успешный опыт в борьбе с COVID-19.
В то же время ни Евросоюз в целом и ни одна из стран ЕС не проявили подобной солидарности. Да, десять больных из Бергамо отправлены на лечение в Германию. Но и это произошло только по инициативе правительства земли Саксония.