РИГА, 17 мар — Sputnik. Государственное агентство занятости получило уведомления о коллективных увольнениях из-за последствий эпидемии COVID-19 от трех предприятий – и никто не скрывает, что это только начало. Государство обещало на меры поддержки компаний миллиард евро – но в бюджете таких денег нет, и их придется или занять за рубежом, или взять из пенсионных накоплений – и за то, и за другое придется рассчитываться, пишет журналист Александр Васильев.
Он указывает, что пока что о сокращениях объявили airBaltic и еще две неназванные компании в отрасли перевозок и туризма, но скоро к ним присоединятся предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса.
"К таким большим транспортным предприятиям с государственным участием, как airBaltic, скоро присоединятся многие сотни, если не тысячи, работников ресторанного и гостиничного бизнеса. Особенно небольших фирм, обслуживающих туристическую сферу латвийской экономики, которые не переживут вынужденного длительного простоя и обанкротятся", - пишет Васильев на своей странице в Facebook.
Он призвал не забывать, что еще в конце прошлого года о массовом сокращении работников объявила Латвийская железная дорога – 1500 человек, и несколько сот своих работников собирались уволить латвийские предприятия, обслуживающие обширное портовое хозяйство в Вентспилсе и Риге.
"И вот теперь новое пополнение армии безработных! Этим людям можно только посочувствовать. Сложность их ситуации заключается еще и в том, ГАЗ до 14 апреля перешла на удаленную форму обслуживания, а значит, они не смогут подать пакет документов на получение статуса безработного. И, следовательно, получить пособие по безработице. Трудно сказать, как в условиях карантина эти люди и их семьи смогут просто выжить", - написал Васильев.
По его мнению, обещанный премьер-министром Кришьянисом Кариньшем миллиард евро помощи попавшим в кризисную ситуацию предприятиям будет сложно достать.
"До сих пор неясно, как его наше правительство собирается получить. И не было ли это заявление для прессы чисто пропагандистской попыткой сбить волну общественного недовольства. И ничего более! Ясно, что в госбюджете таких средств нет и быть не может. Более того, никакого роста латвийской экономики, на что так надеялся кабинет министров, не предвидится. А будет стремительное ее падение. Оно неизбежно максимально сократит доходные статьи бюджета, увеличит расходы. И сбалансировать бюджет вряд ли удастся", - считает Васильев.
Он поясняет, что средства можно или занять за рубежом, или взять из пенсионных накоплений граждан. "А значит, либо по долгам правительства придется расплачиваться будущим поколениям латвийцев. Либо без пенсий окажутся уже в самое ближайшее время наши пенсионеры", - делает вывод он.
Также Васильев обратил внимание, что в свете шумихи по поводу коронавируса незамеченной осталась информация Министерства сообщения Латвии о результатах работы транзитной сферы экономики за первые два месяца 2020 года. А они откровенно не радуют.
По сравнению с двумя первыми месяцами 2019 года, грузооборот латвийских морских портов сократился с 11,4 миллиона тонн до неполных 8 миллионов тонн. Или на 30,2%.
Латвийская железная дорога "порадовала" за этот же период времени еще большим падением объемов перевозки грузов – на 50%. Тогда как транзит грузов через порты сократился на 56,2%. А весь наземный транзит грузов на 59,4%.
Это, как говорится, еще одна печальная иллюстрация к решению проблемы успешного наполнения доходной части латвийского государственного бюджета", - заключил Васильев.