Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Банковская крышка для латвийских портов: клиентов дарят конкурентам

Подписаться
Транзитный бизнес испытывает проблемы со счетами в латвийских банках, но надзорные органы в сфере финансов не спешат помогать: главное прозрачность банковской системы

РИГА, 3 мар — Sputnik, Юлия Грант. Управление Рижского порта попыталось воззвать к здравому смыслу организаторов банковской зачистки в Латвии, но получило рекомендацию писать жалобы. В надзор, в Ассоциацию финансовой отрасли, в Службу финансовой разведки. Характерно, что счета предприятиям транзитного бизнеса закрывают массово, а вот жаловаться им предлагается индивидуально.

На то и другое есть законные ссылки: как частная компания, банк вправе прекратить сотрудничество с любым клиентом без объяснения причин, а расследовать это явление надзирающие организации "не вправе" - из-за банковской тайны. Власти безучастны к тому, что уже два года таким образом кошмарят латвийские порты.

В управлении Рижского свободного порта состоялась встреча предпринимателей и представителей портов с главой Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) Cантой Пургайле, которую сопровождали руководитель Ассоциации финансовой отрасли Санита Баяре и несколько подчиненных специалистов по борьбе с отмыванием денег. Управляющий  Ансис Зелтиньш напомнил гостям, что уже два года предприятия Рижского порта "трясет": повсеместны проблемы с закрытием и открытием банковских счетов, перечислениями нерезидентов и нерезидентам, и даже – о ужас – присутствием капитала нерезидентов.

Путину и не снилось

Латвия перманентно сокрушается по поводу "злого" Путина, который норовит перевести российские грузы в российские же порты. И когда уходят массовые потоки – нефтепродукты или уголь – вроде все логично. Однако очень неприятным стало известие о том, что Ригу готов покинуть недавно построенный и европейски совершенный Riga Fertilizer Terminal – совместное предприятие "Уралхима" и Рижского торгового порта, где со скоростью вагон в полторы минуты перегружаются минеральные удобрения на экспорт.

© Sputnik / Юлия ГрантВстреча предпринимателей и представителей портов с главой КРФК Cантой Пургайле
Банковская крышка для латвийских портов: клиентов дарят конкурентам - Sputnik Латвия
Встреча предпринимателей и представителей портов с главой КРФК Cантой Пургайле

Это решение латвийская пресса поспешила окрестить как политически мотивированное. Действительно, жалко и терминала, и рабочих мест, и инвестиций в объеме 60 миллионов евро, из которых 24 миллиона - субсидии из еврофондов.

Однако жизнь показала, что дело не только в российской политике. Другой крупнейший инвестор Рижского порта – компания Zelta bruģis – тайваньского происхождения. Она вложила в строительство автоматизированного портового склада строительных инструментов Kraftool 38 миллионов евро. А год назад Swedbank закрыл ей счета на основании того, что компания принадлежит нерезидентам.

Транзит российских грузов - Sputnik Латвия
Латвийские банки давят на транзитные компании с акционерами из России

И если крупные инвесторы, которых еще недавно превозносили министерство сообщения и которым помогало еврофондами Латвийское агентство инвестиций и развития, терпят бедствие из-за банковской чистки, то что делать прочим?

"Мы хотим привлекать инвестиции в портовые территории, но как это сделать в ближайшее время в существующих рамках?" - дипломатично спросил гостей Ансис Зелтиньш.

Госпоже Пургайле стоило бы честно ответить "никак", однако она одарила аудиторию лучезарной улыбкой и открыла свою презентацию.

Она напомнила, что за несоблюдение санкций ЕС в Латвии полагается уголовная ответственность. Что Европа борется с изменениями климата и стагнацией в экономике - на фоне низких банковских ставок рефинансирования. И что в последнее время значительно возросла проблема "грязных" денег, которые Латвия когда-то "приветствовала", но со вступлением в 2016 году в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD) решила положить этому конец.

Крушение ABLV в 2018-м она назвала "переломным моментом" для изменения модели банковского бизнеса. А в 2019-м наступил пресловутый "капремонт", увенчавшийся невключением страны в "серый список" Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). "Географически и политически Латвия одной из первых решилась на радикальные перемены, но это станет нашим конкурентным преимуществом в будущем, - заверила Пургайле. – Когда это придется делать другим странам, у нас эта работа будет уже позади. Верьте мне: всем придется этим заниматься!"

Удельный вес вкладов нерезидентов упал с 53,4% в 2015 году до 18,8% в 2019-м. "Деньги, которые шли через банковскую систему, на экономику Латвии не повлияли, но создавали для нас очень большие риски". Так что их изгнание - это победа и начало пути к "стабильности и равномерному развитию", уверена Пургайле.

© Sputnik / Юлия ГрантГлава КРФК Санта Пургайле
Банковская крышка для латвийских портов: клиентов дарят конкурентам - Sputnik Латвия
Глава КРФК Санта Пургайле

Стабильно, как на кладбище

Аудитория вежливо выслушала пространный доклад, поглядывая на часы. Вопросы из зала были предусмотрены в конце. Предваряя возможные претензии, Санта Пургайле признала: единое понимание в применении законодательства в Латвии пока отсутствует, равно как и способность "принимать ответственность за управление рисками". "Любой механизм нужно отрегулировать, когда он начинает работать. Вот мы сейчас и регулируем", - сказала она.

Присутствующих должна была порадовать эта новость, как и решимость КРФК внедрять принцип "сначала консультируй" в отношениях банков и клиентов.

Руководитель Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич  - Sputnik Латвия
В Латвии признали, что прицельно уничтожают русскоориентированные компании

"У любого клиента есть право хотя бы один раз получить консультацию банка, но обещать вам, что банк это будет делать всегда, я не могу. Особенно если клиент сознательно включается в какие-то нелегальные сделки", - заявила глава комиссии.

"В транспортном бизнесе основные потоки не изменятся, - возразил управляющий Рижского порта Ансис Зелтиньш. – Наши клиенты столкнулись с проблемами со счетами в банках, которые побуждают их выбрать другие коридоры для отправки грузов – те, где таких проблем нет. Ведь мы конкурируем с другими портами и странами! Почему-то в Литве открыть счет гораздо легче…"

Госпожу Пургайле перспектива потери транзитного бизнеса не испугала. "Исторически транзит включен в ряд сложных цепочек. А чем сложнее цепочка, тем больше рисков она несет". В конце концов, почему все упираются в четыре системных банка – Luminor, Citadele, SEB и Swedbank? Эти четыре вряд ли изменят свои рисковые аппетиты и свои стандарты. Но есть и другие, может быть, они захотят больше включиться в местный бизнес?

И вообще, "транзит – отрасль повышенного риска", отрезала Пургайле.

"Нам нужно развивать экономику, но мы не можем руководствоваться географией, - поддержал начальницу заместитель директора департамента контроля соответствия Кристапс Марковскис. – Предприниматели должны понять, какой риск они несут!"

Что надо понимать так: били транзитчиков и бить будем, пока не помрут. А лучше жертвам самоустраниться и не портить прозрачность латвийской финансовой системы.

Добро пожаловаться

"У жителей Латвии и предпринимателей нет понятия о базовых вещах, - сетует глава Ассоциации финансовой отрасли Санта Баяре. – Надо поворачиваться к долгосрочному финансированию во всех форматах, думать о развитии! Банки должны быть знающими и компетентными консультантами и предлагать соответствующие решения и продукты. Технологии должны делать жизнь удобнее!"

Илмарс Римшевичс на церемонии награждения самых успешных людей латвийского спорта по итогам 2018 года - Sputnik Латвия
Попасть в серый список Moneyval или убить транзит: глава Банка Латвии не знает, что хуже

Но пока это выглядит так: технологии позволяют прихлопнуть любой бизнес одним кликом. Правда, госпожа Баяре предложила в таких случаях жаловаться. И в надзор, у которого для жалоб есть специальный канал, и в Ассоциацию. Ведь нужны конкретные данные о закрытом счете и клиенте, чтобы разобраться в проблеме по существу, а это предмет банковской тайны.

"Без клиентов нет бизнеса, а без бизнеса нет банков, - изрекла Баяре. – Мы хотим понять, в чем проблемы конкретных клиентов, а в каких случаях проблемы вызывает неверное толкование законов со стороны банков. В эпоху перемен работать трудно".

Когда, наконец, дошло до конкретных жалоб, слово взял представитель Вентспилсского свободного порта, рассказавший о мытарствах из-за санкций и о том, как из-за этого падает цена принадлежащего государству имущества.

"Никто не отвечает на наши вопросы, предприятия испытывают трудности с выплатой зарплаты. И при положительном балансе мы не смогли рефинансировать кредиты в Латвии и нашли банк в Австрии. Кому выгодно, чтобы австрийский банк получал от латвийского заемщика проценты? И если государственному предприятию так трудно рефинансировать кредиты, то что делать частным?" - задался вопросом он.

"Хорошо, что вообще есть банки, которые не закрывают перед вами последние ворота, - ответила Санта Пургайле. – Нам самим трудно интерпретировать применение санкций. Банки боятся рисковать, а мы не можем им указывать. Мы пытаемся разобраться в структуре управления портом, чтобы исключить санкционированной персоне прямой или непрямой доступ к финансовым ресурсам. Мы не можем принять какое-то решение только потому, что вентспилсчанам нужно платить зарплату. Мы не хотим перекрыть вам кислород. Но сейчас весь Вентспилсский регион под знаком вопроса".

Таким образом, даже в очном режиме ответы на жалобы пострадавших от банковского "капремонта" звучат как грубое отфутболивание. "Мы просто отправляем к соседям и конкурентам клиентов, с которыми работали десятилетиями", - констатировал организатор встречи Ансис Зелтиньш.

Ответом ему было молчание.

Лента новостей
0