РИГА, 1 мар - Sputnik. Не перевелись еще Мастера, которые делают кино не ради кассы, а ради искусства, — и хочется, чтобы зритель узнал о них чуть больше.
Дмитрий Быков в ходе встречи с рижанами 17 марта 2020 года расскажет о себе, кино, духовных скрепах, представит свой новый фильм и ответит на вопросы зрителей.
Юрий Быков — человек разносторонний, и карьеру в кино он начал как актер. Играл в театре Луна и Московском Художественном театре им. А.П.Чехова. Свой дебютный фильм он снял не так давно, в 2010 году, — это была остросюжетная, философская драма "Жить", поднимающая неразрешимые и страшные экзистенциальные вопросы.
У Быкова свой узнаваемый режиссерский почерк: его фильмы социальной направленности, проникнуты безысходной болью и надрывом, который понятен каждому русскому человеку.
"У меня есть своя наболевшая тема, - говорит режиссер. - Меня интересует судьба простого человека, который хочет жить по-человечески".
Совсем недавно мастер порадовал поклонников новой картиной: в 2018 году вышел триллер "Завод", воплотивший все лучшие черты быковского стиля.
Его называют последователем Алексея Балабанова, режиссера культовых "Брата" и "Жмурок". Сам же Быков открещивается от звания, считая Балабанова – "сакральной личностью".
О нехватке проблемного кино
"Система, которая существует сейчас, зиждется на очень простом принципе: не трогайте нас, нам и так нормально, - говорит режиссер. - И надо сознаться честно, что это правда".
Писатель считает, что большинство людей не знают, что можно жить лучше, интереснее, с большим диапазоном возможностей. И вопрос не к людям, не к телеканалам, не к продюсерам. Человек, который живет в пещере и ничего кроме мамонта не видел... ему нормально. Сравнивать не с чем. А даже, если есть с чем, то он знает, что может потерять.
"Пока вы не испугаетесь за свою собственную жизнь, ничего не изменится. Или, как в "Андрее Рублеве" Тарковского, пока вы не поймете, что мир настолько прекрасен, разнообразен, велик и многогранен!", - признается Быков.
О картине "Сторож"
По словам режиссера, его новый фильм "Сторож" про совесть.
"Весь фильм посвящен тому, чтобы показать, что есть ошибки, есть способы поведения и мышления, которые начинают человека очень сильно мучить и, в конечном итоге, он не способен не сделать героического поступка. А если человек еще и способен любить, значит у него есть совесть. А совесть, как от нее не беги, в конечном счете, все равно схватит тебя за горло", - говорит автор.
Это третий фильм, где Юрий Быков не только режиссер, но и актер в своей же картине.
"Я хотел сделать картину, в которой были бы просто человеческие взаимоотношения. Я хотел бы сделать паузу в противопоставлении себя системе, не хочу раньше времени сгореть. У меня в первых картинах "Дурак", "Майор" было топливо - ненависть, но на этом топливе уже невозможно двигаться. Люди начинают прикалываться, что я треплю чиновников за усы, но я все-таки не политик, а художник", - говорит Быков.
Режиссер признался, что он "устал от политики", она его "окончательно измучила".
"При этом я не могу сказать, что аполитичен. Но то количество эмоций и сил, которые я потратил на предыдущие фильмы, меня выпотрошило", - отметил Быков.
В 2018 году сайт "Кинопоиск" провел опрос среди пользователей, чтобы выбрать лучших из лучших деятелей российского кино за последние 15 лет. Режиссером, который внес наибольший вклад в российское кино, признали Юрия Быкова, а фильмом, изменившим отношение к российскому кино за последние 15 лет, — его картину "Дурак".