РИГА, 12 фев — Sputnik, Симона Алексеева. Прошлая неделя была невероятно щедра на достойное искусство. В Национальном художественном музее и арт-галерее Putti открылись три обязательные для посещения выставки. Представляем их в хронологическом порядке открытия.
Левитация в космосе
Один из самых ярких и многообещающих представителей нового поколения художников - Эрикс Апаляйс - был выдвинут в прошлом году на главную арт-награду страны – премию Пурвитиса. Номинантом он стал благодаря серии монохромных гигантских живописных полотен на космические темы Diaries from Earth ("Дневники с Земли").
Кстати, на эти работы можно полюбоваться и на первой столь масштабной персональной выставке живописца в большом выставочном зале главного здания Латвийского Национального художественного музея.
Куратором выставки Апаляйса со всеобъемлющим названием "Семья" выступила куратор международного масштаба Катерина Грегос. Именно она выбирала работы авторов для первой рижской биеннале современного искусства RIBOCA1, ставшей главным событием на арт-пространстве Северной Европы в 2018 году.
Катерина проявила чудеса перфекционизма: музейные работники были вынуждены несколько раз все переделывать и перевешивать работы, чтобы выставка соответствовала задумке куратора.
В приглашении на выставку были указаны специальные гости – кинорежиссеры Андрей Тарковский, Ингмар Бергман и Орсон Уэлсс, американо-латышская художница Вия Целминьш, бельгийский поэт, режиссер и поэт Марсель Бродхарс. Самые вдумчивые посетители без труда распознают "приветы им" в творчестве Апаляйса.
Немного персональных впечатлений: больше всего трогает увешанный ранними работами художника узкий коридорчик, по которому проходишь на выставку. Картины, написанные в начале 2000-х, украшают какие-то гномы, земляничные люди, боровики, провинциальные и живописные мосты.
Почему-то, рассматривая все эти красочные и изобилующие узнаваемыми символами не лишенные очаровательной наивности полотна, ощущаешь все более остро. А потом я с удивлением узнала из описания экспозиции, что таким образом художник перерабатывал травмы собственного детства.
Второй зал – монохромные космические работы с левитирующими в пространстве предметами. Кстати, на многих работах Эрика попадаются раскрытые книги – знак любви к литературе. Полутемный зал со специальным освещением позволяет каждому посетителю ощутить себя настоящим астронавтом.
Далее следуют еще два тематических зала, в каждом из которых вас ждет своя гамма эмоций. А покидать эту выставку вы будете, поднимаясь по обклеенным стихотворными строками ступеням. В искусстве ведь объяснения не столь важны, главное – поймать эмоции.
Вот и куратор выставки Катерина Грегос не стала особенно разжевывать прессе концепцию и смысловую нагрузку. "Эта выставка позволяет открыть пространство воображения", - так сформулировала она.
Выставка проходит до 29 марта.
Парное катание
Каждая выставка блестящего латвийского графика Роберта Кольцова становится событием. Вот и на открытие нового вернисажа "Пара" в арт-галерею Putti пожаловали и экс-президент Латвии Валдис Затлерс, и латвийская поп-дива Лайма Вайкуле. Еще бы - работы Кольцова украшают стены ее салона красоты Laima Lux.
Роберт Кольцов получил образование графика и скульптора, выступал автором иллюстраций многочисленных книг и изданий, расписывал интерьеры частных домов и общественных помещений. Его работы хранятся в частных коллекциях в Латвии и за рубежом.
Стиль Роберта изящен, техника - филигранна. Его почерк не перепутаешь ни с кем другим. Свою новую выставку художник назвал "Пара" – и ударился на открытии в пространные философские рассуждения на эту тему. И речь не только о двух влюбленных, как подумает большинство. "Красота и тот, кто ей внимает, становятся единым целым", - оформил художник свою ключевую мысль.
Мысль о двойственности природы отлично иллюстрируют открывающие экспозицию работы "Кентавр I" и "Кентавр II". В этом мифологическом существе органично уживаются и животное, и человеческое.
Ярко-голубой кентавр, с восседающей на его спине порхающей красоткой, и работа "В ожидании угощения", на которой в охровых тонах изображены сразу несколько томных любительниц праздной жизни – главные цветовые пятна на этом вернисаже.
Название выставки "Пара" наглядно обыграно в экспозиции. Так, "Тишина" в образе мирно спящей женщины с излучающим полное спокойствие лицом соседствует со "Звуком" - прелестницей с выразительным взглядом и приоткрытым ртом, из которого явно выпорхнет какая-то совсем небанальная фраза. Такие женщины просто не способны на глупость.
Графику Роберта Кольцова можно разглядывать бесконечно - подавляющее большинство работ радует ценителей прекрасного чувственно изогнутыми телами красавиц, словно вырванных из контекста эпохи. Персонажи его графики - само совершенство, эфемерные эталоны женственности, напрочь лишенные ежедневных забот. Впрочем, на этой выставке присутствуют и более земные герои – например, одетый с головы до ног в защитный костюм, но в то же время босой "Пчеловод".
Тема природы проходит через творчество Кольцова красной нитью – в арт-кругах за ним давно закрепилось прозвище Ботаник.
Абстракции вместо "прощай"
Представительница известной латвийской арт-династии легендарная Джемма Скулме ушла из жизни в ноябре 2019 года. Но оставленное ей наследие, охватывающее несколько исторических эпох, вернулось к нам в мемориальной выставке "Джемма Скулма. Ее живопись", в Купольном зале на 4-м этаже Латвийского Национального художественного музея.
Задумывалась эта масштабная экспозиция еще при жизни художницы – в 2018 году. Джемма Скулме принимала активное участие в творческом процессе, но дело музейные работники довели до конца уже без нее – под руководством куратора Инги Штеймане.
Имя Джеммы Скулме вписано золотыми буквами в историю латвийского искусства. С 1977 по 1992 год она руководила Союзом художников Латвии.
Но сфера деятельности художницы не ограничилась лишь искусством: Джемма Скулме успела побыть и депутатом Верховного Совета СССР в период гласности и перестройки, продвигала идею национального самосознания на самых разных уровнях, удостоилась ордена Трех звезд и премии Пурвитиса 2019 года за жизненный вклад.
На выставке представлена живопись разных периодов. Тут есть и работы из группы коллажей "Исторические заметки", посвященные поворотным моментам в истории, и полотна, созданные на рубеже веков, и совсем свежие.
Интересно, что перед смертью Джемма Скулме ушла в абстракцию – ее последние полотна "Без названия", полные экспрессии и ярких красок, датированы летом 2019 года.
Выставка проходит до 5 апреля.