РИГА, 23 янв — Sputnik, Дмитрий Олейников. Фракция "Согласия" в Рижской думе выдвинула два, как кажется на первый взгляд, несовместимых тезиса: бюджет Риги принять надо, но не с этим мэром. Публичная конфронтация бывших партнеров развивается по нарастающей.
Некогда коалиционные политики в Рижской думе продолжают демонстрировать неготовность к компромиссам. На прошлой неделе усилиями оппозиции были сняты с постов два вице-мэра из числа партнеров партии "Честь служить Риге" по коалиции. Два дня назад захлебнулась попытка "Согласия" собрать подписи за отставку мэра Олега Бурова – один из депутатов, Янис Лочмелис, отозвал свою подпись.
Причины официально не объявлены. В СМИ и интернете высказываются различные версии. Возможно, он был предупрежден о том, что если не отзовет подпись, то потеряет работу на муниципальном предприятии (как и члены его семьи). А возможно, депутат - один из немногих, кто понял, что эту междоусобицу пора заканчивать - и чем быстрее, тем лучше. Пока она наносит вред обеим партиям – и "Согласию", и "Честь служить Риге". Выигрывает от этих "битв престолов" разве что оппозиция, которой и стараться не надо, – бывшая коалиция сама наглядно демонстрирует, что в управлении Рижской думой настал хаос.
Если "миротворческие идеи" и есть у кого-то из коалиции, то они не слишком популярны. На состоявшемся пресс-брифинге глава фракции "Согласие" в Рижской думе Максим Толстой сделал категорическое заявление: партия не поддержит бюджет города, пока им будет руководить нынешний мэр. "Олег Буров единолично перекраивает бюджет города, вычеркивает из него важнейшие статьи, не отвечает на запросы депутатов и не считается ни с чьим мнением. Мы до сих пор не получили внятного ответа от председателя думы по расходованию бюджетных средств на новогоднюю рекламу… Неясным также остается объем финансирования, выделяемый на строительство Большой эстрады в Межапарке", - сказал Толстой.
Депутат Рижской думы от "Согласия" и бывший вице-мэр Риги Анна Владова сообщила, что партия, хотя и отстояла социальные льготы на проезд в общественном транспорте, но не все программы были отражены в бюджете. "Программа дополнительных занятий в школах нацелена на улучшение качества образования для детей, что особенно важно, когда в школах проходит непродуманная реформа… Принимать бюджет без выделения дополнительного финансирования на эти цели – для нас неприемлемо", - сказала Владова.
Резюмируя позицию "Согласия", можно сказать: партия считает, что бюджет принять надо, он будет принят, но перед этим будет сменен мэр. И даже не принципиально, кто станет новым главой города. Лишь бы не этот.
Мэр Риги Олег Буров подивился заявлениям, сделанными "партнерами по коалиции": "Что они могут сказать, что "мы не приняли бюджет, мы не подняли зарплаты воспитателям в детских садах, не сделали еще много полезных вещей, потому что нам Буров не нравится?!" Ну ведь это же смешно!"
Мэр напомнил, что в случае, если "Согласие" откажется участвовать в утверждении бюджета, в работе над которым само принимало участие, и его поддержит оппозиция (которая живет по принципу "чем хуже для Риги – тем лучше"), то появится весомый повод для отставки думы. В отличие от выдуманного мусорного скандала, этот повод будет юридически обоснован.
В "Согласии", в свою очередь, абсолютно уверены: им удастся собрать 20 подписей, чтобы инициировать заседание за выражение недоверия мэру. Математически все реально: 16 депутатов (или уже 15?) поставят подписи за отставку мэра. К ним присоединятся 3 депутата блока "Риге!", и, вполне возможно, примкнет кто-то из "Фракции независимых депутатов" (они не подтверждают, но и не отрицают вероятности сотрудничества с "Согласием") или даже "Честь служить Риге" (в которой мнения о происходящем также разнятся).
Поддержит ли это заявление оппозиция? Или в очередной раз (как случалось в последнее время неоднократно) она будет спасать действующего мэра – голосование покажет.
С каждым днем, и это очевидно, отношение жителей Риги к выбранным депутатам, вошедшим в коалицию, меняется в худшую сторону. Интриги и разделения "сфер влияния" случались в самоуправлении и раньше. Но никогда они не были такими серьезными и в большинстве случаев не выносились открыто в публичное пространство.