РИГА, 17 янв — Sputnik. Депутаты фракции "Согласия" в Сейме потребовали от министра образования Илги Шуплински отчитаться о первых итогах внедрения реформы, согласно которой осуществляется перевод преподавания в школах нацменьшинств на латышский язык, сообщается на сайте партии.
В "Согласии" отметили, что за введением любой реформы должен следовать мониторинг результатов, а поскольку завершилось уже первое полугодие, когда ученики 1-7 классов в школах нацменьшинств занимались по-новому, депутаты просят министра предоставить отчет.
В частности, Шуплинску просят ответить на следующие вопросы:
1) Как изменилось число учеников, обучающихся по программам общего основного образования, и число учеников, которые осваивают программы нацменьшинств?
2). Какие инструменты мониторинга использует Минобразования, чтобы фиксировать влияние реформы на достижения школьников и качество образования.
3). Сравнивало ли министерство качество образования и результаты школьников, обучающихся по программам нацменьшинств, и тех, кто осваивает латышские программы, изучало ли соответствующие исследования PISA? Какие выводы сделаны и какие действия последуют в целях обеспечения одинакового качества образования для всех детей Латвии?
4). Какие изменения в успеваемости школьников наблюдались во втором семестре 2018-2019 учебного года и в первом семестре 2019-2020 учебного года по тем предметам, преподавание которых сменилось на латышский язык.
Также "Согласие" запросило информацию об использовании информационных систем э-класс, э-школа, VIIS.
Партия также просит министра подготовить информацию о динамике успеваемости учеников 1-7 классов, обучающихся по программам школ нацменьшинств во втором семестре 2018-2019 учебного года и первом семестре 2019-2020 учебного года по ряду предметов.
Напомним, согласно поправкам к закону "Об образовании", обучение в школах Латвии будет вестись только на латышском языке. Реформу в учебных заведениях национальных меньшинств предполагается завершить к 2021-2022 учебному году. Русскоязычное население Латвии восприняло реформу крайне негативно, по стране прокатилась волна протестов.
Несмотря на протесты и аргументы правозащитников, Конституционный суд Латвии признал законной ликвидацию билингвальной системы государственного среднего образования.
Также утверждены правила кабинета министров, которые делают латышский главным языком игр для детей старшего детсадовского возраста и позволяют воспитателям отказываться от общения на русском с русскими детьми.
Планы ликвидировать образовательные программы нацменьшинств вызвали резко негативную реакцию как самих их представителей и правозащитников, так и экспертов в области образования, которые подчеркивают, что изменения негативно повлияют на учеников-нелатышей.
МИД России регулярно привлекает внимание правозащитных структур ООН, ЕС, ОБСЕ, Совета Европы к дискриминационной политике властей Латвии в языковой сфере. Госдума России в связи со школьной реформой приняла заявление об экономических мерах в отношении Латвии.