Столпотворение автомашин на парковке на Закюсала, и довольно неожиданно – очень много детей из организации Яунсардзе – "маленьких стражей" независимой Латвии. Костер ронял искры, тающие в небе, после каждой речи духовой оркестр Минобороны исполнял музыкальные номера. Памятный вечер защитников баррикад на Заячьем острове можно охарактеризовать двумя словами: торжественно и печально.
Мужество, самопожертвование и справедливость
"Это – историческое событие. Спасибо тем, кто защищал здание Латвийского телевидения и завоевания свободы. Я поздравляю победителей, боровшихся за свободную Латвию, завоевавших нашу независимость", - сказал парламентский секретарь министерства обороны Мартиньш Станис на памятном вечере.
Маленькие яунсарги у костра приняли присягу защитников, поклявшись не жалеть своих сил для защиты страны и посвятить жизнь на благо латвийского народа. Играл военный оркестр.
Министр юстиции Янис Борданс в своей речи заявил собравшимся о трех духовных вещах, необходимых латвийскому народу: "Народ такой, какой он есть, и он будет таким, если не бояться, верить себе и своему государству. Это важно – мужество, самопознание и справедливость", - заявил министр.
Баррикады в Риге появились в январе 1991 года за одну неделю. В середине января центр города и подъезды к зданию телевидения на острове Закюсала были заставлены сельхозтехникой, машинами, автобусами и заполнены людьми, многие приехали в столицу еще Латвийской ССР из далекой провинции. Строители сваливали в центре города бетонные плиты, на рижских заводах даже сделали ежи из железных балок – для защиты от советских танков. Значков участников баррикад в Латвии выдано более 31 тысячи. Хотя участвовавших намного больше – до ста тысяч.
От лица участника, но не героя
Как участник тех событий могу сказать, что четко запомнилось чувство абсолютной вседозволенности - можно было делать что хочешь, особенно приветствовались сарказмы по поводу "совка", "коммуняк" и Горбачева. Бедно одетые, в шапках-петушках и телогрейках люди были воодушевлены благодаря общему настрою. Мороз пощипывал, была горячая еда, чай из котлов и очень много водки, бутылки на баррикадах возникали, словно по волшебству. Некоторые колхозники сутками ночевали там же среди завалов из бетонных плит и сельхозтехники. Трафарированные уазики советской милиции не рисковали подъезжать к баррикадам, мы, народ, были сильнее и смелее.
Мне запомнился мужчина из колхоза-миллионера "Адажи" с интонациями парторга, рассказывавший притихшей публике "всю правду". О преступлениях Сталина, о пакте Молотова-Риббентропа и о том, что очень-очень скоро, скинув коммунистическое ярмо, все в независимой Латвии начнут жить, как американцы. Страхи, что Москва пошлет к нам на баррикады танки, заглушались пением и опять же водкой. Панических настроений не было, но можно ли назвать героизмом и патриотизмом то, что мы делали? Наверное, нет. Это в 1949 году стало бы героизмом и самопожертвованием, а тогда это было просто модным течением для жителей советской окраины.
Это типичные воспоминания – как у большинства. У нас все было скучно и предопределено. Мерзли, пили, мечтали. Стояли и думали, когда все это кончится, что скажет НФЛ и когда подвезут горячий обед с напитками. Наверное, поэтому из ста тысяч участников рижских баррикад значки получила лишь треть от силы – остальные не считают себя героями.
Конечно, массовое стояние имеет культовый статус со всей неизбежной атрибутикой: это Музей баррикад в Риге, неделя баррикад, мемориалы, фильмы и научная литература. С 1 января 2018 года вступил в силу закон "О статусе участников баррикад 1991 года" – по удостоверению участника баррикад можно получать от самоуправления социальные гарантии, льготы по налогу на недвижимость, льготы при уплате муниципальных пошлин или при получении услуг.
Дух и гены победили танки Т-72
Начальник объединенного штаба Национальных вооруженных сил Имантс Зиединьш заявил, что в январе 1991 года "латышский дух и накопленные латышские гены показали, что латыши не боятся сражаться за свое государство, проявив перед своим противником, Советской армией, мужество". По словам бригадного генерала, гены привели мальчишек и девчонок в Яунсардзе, показывая, что Латвия сможет защитить себя сотни и сотни раз. Если эта защита пройдет по сценарию 29-летней давности, это будет очень просто.
Латвия, формально остававшаяся в январе 1991 года одной из 15 республик Советского Союза, существовала де-юре в режиме двоевластия. В стране действовали все учреждения СССР, а парламент и правительство уже утвердили декларацию о независимости Латвийский Республики и начали создавать независимые структуры, включая прокуратуру.
Милиция переходила на сторону независимости, слабость и предательство со стороны КГБ и политбюро ЦК КПСС позволяли мейстриму 15 республик взять столько суверенитета, сколько было по силам. Свобода буквально витала в воздухе. Латыши и русские, белорусы и евреи – люди самых разных национальностей, возраста и социального уровня оказались втянуты в процесс barikāžu laiks ("времена баррикад").
Январские события в Риге сегодня - четкий водораздел между "русскими временами" и независимостью Латвии. А на самом деле это было бедное и романтичное время, о котором вспомнили участники баррикад у костра на Заячьем острове.
Печально и торжественно – с праздником, Латвия! Шестнадцатого января в 12 часов дня на Марупском кладбище у памятника борцам за свободу будет установлен мемориал героям баррикад, а в 16 часов того же дня будет открыт памятник на мосту Вецмилгравис по дороге на базу Рижского ОМОНа. Двадцатого января на Домской площади будет зажжен мемориальный огонь, а в 14:00 у памятника Свободы и на Бастионной горке состоится церемония возложения цветов. Культ баррикад, конечно, в условиях Латвии попросту неизбежен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.