Пакет мобильности: автоперевозчиков Восточной Европы выдавливают с рынка

© Sputnik / Vasily SemashkoГраница Литвы и Белоруссии
Граница Литвы и Белоруссии - Sputnik Латвия
Государства-члены ЕС в конце декабря утвердили Пакет мобильности, невзирая на возражения стран Центральной и Восточной Европы; теперь документ начнут обсуждать в Европарламенте

РИГА, 7 янв — Sputnik. Обсуждение Пакета мобильности начнется в Европарламенте в новом году. Латвия и еще целый ряд стран против требований, изложенных в документе. Это может подорвать отрасль, которую и без того кадровый голод загоняет в тупик, пишет газета "Бизнес Сегодня".

Благие намерения

Накануне рождественских праздников в Брюсселе представители стран-членов ЕС согласовали проект реформы дорожно-транспортной отрасли. Так называемый Пакет мобильности — соглашение, устанавливающее ряд новых требований к перевозчикам и водителям стран ЕС, перевозящим грузы за пределами своей страны. Пакет состоит из трех правовых актов: об отдыхе водителей, о командировках водителей и о каботажных перевозках внутри другой страны Евросоюза.

Как отмечается в официальном сообщении на сайте Совета ЕС, новые правила призваны обеспечить баланс между улучшенными условиями труда водителей и свободой предоставления трансграничных услуг, а также будут способствовать безопасности дорожного движения и обеспечат прозрачность транспортного сектора.

Раз в два месяца домой

Анонсированная реформа вызвала неоднозначную реакцию ряда стран ЕС, особенно включенное в нее правило для водителей-дальнобойщиков каждые восемь недель возвращаться домой. Против такой формулировки выступили Литва, Латвия, Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Кипр и Мальта. По мнению "восьмерки", данное требование идет  вразрез с амбициозными целями ЕС в сфере климата.

Фуры скопились на белорусско-литовской границе - Sputnik Латвия
Нил Ушаков: Латвия может потерять еще одну отрасль

"Такое обязательство, если оно будет принято, обусловит сильное увеличение проезда фур по дорогам Европы порожняком. Одновременно заметно увеличатся и выхлопы двуокиси углерода в транспортом секторе", — говорится в совместном заявлении восьми стран.

Однако западноевропейские государства поддержали противоречивое предложение, оно было включено в итоговую версию документа.

Помимо этого, новые правила предписывают, что регулярный еженедельный период отдыха дальнобойщиков (не менее 45 часов) должен организовываться вне транспортного средства (если водитель в это время находится за границей, значит, работодатель должен будет оплатить ему проживание), а также более жестко регулируют условия оплаты труда для командированных работников. Авторы реформы настаивают, чтобы зарплата водителей пассажирских и грузовых транспортных средств определялась по стандартам той страны, которую они пересекают.

Огромные потери

По подсчетам литовской ассоциации автоперевозчиков Linava, в случае принятия Пакета мобильности в его нынешней редакции транспортный сектор стран Балтии понесет огромные потери. Только в одной Литве без работы может остаться почти 35 тысяч человек. Латвийские предприниматели также участвовали в проводимых в Брюсселе акциях протеста. По мнению представителей балтийского транспортного сектора, с помощью Пакета мобильности западные конкуренты вытеснят их с рынка, лишив ценовых преимуществ. Представители западноевропейских стран, напротив, убеждены, что только с помощью новых правил можно ликвидировать "социальный демпинг" и защитить права работников из стран Центральной и Восточной Европы.

И без того сложно

Бурную негативную реакцию представителей латвийской дорожно-транспортной отрасли можно объяснить тем, что на фоне растущих объемов грузоперевозок увеличивается и кадровый дефицит. Латвийские компании продолжают сталкиваться с нехваткой шоферов, что существенно влияет на развитие отрасли, рассказал глава Автотранспортной дирекции Кристиан Годиньш.

Фуры на границе - Sputnik Латвия
И грузов нет, и бензина жалко: латвийские перевозчики обиделись на Еврокомиссию

По его словам, в последние годы выросло количество компаний и транспортных средств. В 2018 году международными и внутренними коммерческими перевозками занимались 4 573 компании, что на 5,8% больше по сравнению с 2017 годом. В прошлом году количество лицензированных грузоперевозчиков достигло 4 743. Однако этот рост не так велик, как в Литве, что связано с дефицитом профессиональных шоферов. В Литве порядок найма водителей из третьих стран проще, чем в Латвии.

Сами грузоперевозчики говорят, что отрасль не справится с дефицитом рабочей силы без гастарбайтеров. Особенно это касается водителей фур. Они констатируют, что в область грузоперевозок людей привлечь сложно, поскольку работа тяжелая, много времени нужно проводить вне дома, существует масса рисков на дороге. Поэтому поиск кадров — настоящая проблема. Кроме того, латвийских водителей-профессионалов переманивают компании из экономически более развитых стран Евросоюза.

Есть мнение

Глава Латвийской ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto Александр Поцелуйко, комментируя положения Пакета мобильности, отметил, что из-за ограничения время пребывания транспортного средства в Европе ужесточаются правила еженедельных отстоев, но инфраструктура в Европе еще для этого не создана.

"По этим правилам запрещается делать суточный и 45-часовой отстой в кабине. Представьте себе: машина с каким-то дорогим или опасным грузом, который нужно где-то оставить и уходить в отель или хостел", - добавил Поцелуйко.

Пакет мобильности менее выгоден для тех перевозчиков, страны которых находятся дальше от промышленного центра — Германии, Франции, Испании, Нидерландов, считает он.

Водитель грузовика - Sputnik Латвия
Latvijas auto: предложение ЕК создаст проблемы латвийским перевозчикам

"Кому будет лучше от того, что транспортное средство будет возвращаться в страну регистрации? Количество грузов не изменится — товара сколько есть, столько и будет. Принципы единой Европы какие были? Общее пространство, открытые границы без таможни, общая система взаимного расчета, общая промышленность. С промышленностью у нас что произошло? Мы вступили в ЕС — промышленность у нас, к сожалению, не увеличилась, будем называть вещи своими именами. Наши люди что умели, то и начали делать. Стали фокусировать внимание на строительстве, на международных перевозках и на туризме. Что сейчас со строительством? Фонды закончатся, и строительство переместилось в Европу, в Скандинавию. Самые качественные строители, самые нормальные компании уехали работать за рубеж за адекватные деньги. Промышленности у нас на данный момент особо нет. А конкуренцию в области международных перевозок мы составляли. В связи с этим они решили нас отодвинуть", - сказал Поцелуйко.

Мечиславас Атрошкявичюс, генеральный секретарь Литовской ассоциации автоперевозчиков Linava заявил, что балтийские предприниматели полагают, что ужесточением правил для перевозчиков западноевропейцы добиваются их вытеснения с рынка.

"Планы ЕС обязать водителей фур возвращаться домой каждые восемь недель приведут к потере тысяч рабочих мест. Мы можем сказать четко – по нашим подсчетам, около 34 тысяч рабочих мест из Литвы уйдет", - сказал он.

Замдиректора департамента автомобильного сообщения Минсообщения Анния Новикова назвала правило водителям возвращаться каждые восемь недель домой крайне нерациональным.

"Мы уже неоднократно повторяли, что это неэффективно и в плане ресурсов. Исполнение новых правил также приведет к еще большему загрязнению окружающей среды. Эмиссия парниковых газов просто увеличится настолько, что все инициативы, которые Еврокомиссия предлагает для их снижения, потеряют смысл. Есть два лагеря стран. Нашу позицию поддерживают Болгария, Ирландия, Венгрия, Литва, Польша и Румыния. С другой стороны — блок стран Центральной Европы: Германия, Франция, Австрия, Люксембург, Бельгия, Италия, Нидерланды, Греция, Дания, Швеция, Норвегия и Швейцария. Мы остаемся в меньшинстве. Мы хотим сделать акцент на том, что если у нас единый рынок, если для всех равные условия, тогда это должно быть и на деле. Если условия равны для Центральной Европы, тогда они должны быть равны и для периферийных государств", - сказала она.

Президент Латвийской ассоциации автоперевозчиков Latvijas auto Валдис Трезиньш - Sputnik Латвия
Трезиньш: латвийских дальнобойщиков лишают возможности конкурировать в Европе

Павел Соловьев, директор компании Kreiss также считает, что из-за Пакета мобильности у перевозчиков возникнут сложности.

"Его условия как будто намеренно разработаны так, чтобы уменьшить конкурентоспособность перевозчиков стран Восточной Европы. Прикрываясь заботой о водителях, на самом деле это попытка вытеснить с рынка восточных грузоперевозчиков. Например, первоначально условия Пакета мобильности предусматривали, что шофер должен регулярно отдыхать дома, а позже появилась поправка о том, что не шофер, а транспортное средство должно раз в восемь недель возвращаться в страну, где оно зарегистрировано", - сказал Совольев.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский