РИГА, 6 янв — Sputnik. Хорошо, что Латвия борется с коррупцией, теневой экономикой и отмыванием денег, но в рамках этого "капитального ремонта" страна подрубила свой финансовый сектор, а некоторый местные компании стали жертвами охоты на ведьм, заявили экономист Евгения Зайцева в эфире радио Baltkom.
По ее словам, с позиции глобального взгляда на государство, которые искореняет коррупцию, ландроматы, серые схемы и финансирование терроризма, премьер-министру Кришьянису Кариньшу есть, чем гордиться. Однако надо учитывать последствия для латвийской экономики – а они будут печальными.
"Наши банки, которые специализировались на инвестиционных проектах, то есть привлекали деньги вкладчиков и зарабатывали на финансовом рынке, они, по сути дела, работали на благо страны в виде уплаты налогов. Таким образом, мы немного подрубили сук, и налоговые поступления сократились. Плюс – сократились рабочие места с достаточно высоким уровнем оплаты", – заявила Зайцева.
Частный бизнес пострадал от жестких и поспешных мер по реформированию финансовой отрасли, отметила экономист. Она подчеркнула, что под видом очищения отрасли от рисковых игроков и серых капиталов идет охота на ведьм.
"Под этой маркой банки сделали достаточно серьезный наезд на местный бизнес. И многие предприниматели пострадали: когда в банках отказывались принимать платежи для их партнеров или даже рекомендовали закрыть счета. Мы с этим столкнулись, и это очень плохая тенденция", – заявила Зайцева.
Напомним, в Латвии началась чистка в банках после скандала с ABLV Bank. В феврале 2018 года Минфин США обвинил ABLV, второй по величине латвийский банк, являющийся крупнейшим независимым частным банком в стране, в отмывании денег, причастности к транзакциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников. Банк принял решение о самоликвидации, поскольку его не стал спасать ни ЕЦБ, ни Банк Латвии.
После этого банковская система в Латвии подверглась масштабным изменениям, основное из которых – отказ от сотрудничества с нерезидентами и так называемыми компаниями-пустышками. Борьба с "грязными" деньгами развернулась с такой силой, что "под кампанию" попали и фирмы, которые ведут вполне прозрачную деятельность, платят налоги и не пользуются офшорными юрисдикциями. На основании только того, что они являются нерезидентами, а потому "подозрительны", им начали закрывать счета и отказывать в открытии новых, требовать множество документов, подтверждающих происхождение средств, замораживать активы до конца разбирательств.
Латвийский бизнес, публицисты и некоторые политики критикуют власти Латвии за решение закрыть ABLV Bank и "выгнать" нерезидентов из других финансово-кредитных учреждений страны, хотя обслуживание этого сектора приносило немалый доход, часть которого в виде налогов наполняла и государственный бюджет страны.