РИГА, 4 янв - Sputnik, Владимир Дорофеев. Свершилось. Сегодня, 4 января, в первую субботу года, Рига начала эксперимент, в котором некоторые улицы города на какое-то время станут пешеходными. Суть эксперимента - перекрыть для машин одну из центральных улиц города, оставив на проезжей части пешеходов, велосипедистов и общественный транспорт.
Люди на улицах сдержано отнеслись к новшеству, а в соцсетях немедленно разделились на два лагеря: тех, кому идея пришлась по душе, и ее ярых противников.
Вообще я сам - сторонник ограничения движения частного автотранспорта в центре, и предпочитаю в центр ездить на общественном. Но сегодня опаздывал, и ехал на своей машине. В принципе, это и дороже, и менее удобно, но если бы личного автомобиля у меня не было – на сегодняшнее мероприятие я бы опоздал.
И конечно же, как автомобилист сегодня я был на улице Тербатес в правах ущемлен. Но не расстроился из-за этого.
На один день
Пока ехал и смотрел, как дворники убирают с лобового стекла машины капли дождя, думал что пешеходов на открытой специально для них улице не будет вообще. Но как раз к открытию дождь закончился, и улицы были по зимнему полны пешеходов, точнее сказать полупусты, как у нас и водится в это время года.
Несмотря на перегороженные полицией улицы и полосатые барьеры, запрещающие движения машин, пешеходы привычно жались по тротуарам.
Именно пешеходов я и спросил в первую очередь, как им "день пешехода на Тербатес"?
- Охота была бы каблуки ломать на брусчатке, – отмахнулась рижанка среднего возраста.
- Мне привычно ходить по тротуару, не такой он и узкий, – пожал плечами мужчина в пальто.
- Это же на один день, и как-то и не выходит ради одного дня старую привычку ломать, – со смехом призналась пожилая пара.
- Отличная затея, здесь красивые дома, их с середины улицы лучше видно, – обрадовались туристы Татьяна и Анастасия и тут же спросили – а у вас все водители новости читают? Нас тут никто не собьет по ошибке?
Из десятка опрошенных пешеходов о том, что улица на один день стала пешеходной, не знали только пара туристов, и все же пройти по середине не решился ни один.
В начале улицы Тербатас, на перекрестке с Элизабетес, был организован небольшой праздничный митинг. Пришедшие на открытие улицы журналисты составляли большинство. Вел мероприятие горячий патриот пешеходных улиц, зеленый активист и председатель правления Латвийского объединения велосипедистов по совместительству парламентский секретарь министерства обороны Виестурс Силиенекс.
Все водители - пешеходы
"Идея сделать Тербатес пешеходной отнюдь не нова, – рассказал он собравшимся. – Десять лет назад об этой мечте говорил наш известный актер Андрис Берзиньш, живущий неподалеку, на этой улице. Теперь вы свободны! Можно выйти из кафе, и перейти на другую сторону улицы, выйти на середину улицы и, задрав голову, наконец рассмотреть все красивые дома и почувствовать себя королями улицы. Честно сказать, пешеходные улицы нужны не столько мне самому, сколько нужны мне для спокойствия за моих детей, и за маленьких рижан вообще", – поделился мыслями Ауфманис.
Конечно, у идеи пешеходных улиц, как и у любой другой идеи есть свои противники, важно только, слушая их критику, "не выплеснуть вместе с водой – ребенка".
Автомобилистов часто представляют поголовными противниками идей пешеходных улиц, но на самом деле это не так, рассказал активист общества "Город для людей" архитектор Отто Озолс.
"Потому что все 100% водителей являются также пешеходами. Водители не бывают противниками пешеходов, потому что нельзя быть противником самому себе. И если водителя спросить, где ему больше нравиться гулять, по Вальню или по Чака, конечно, многие ответят на Вальню. Потому что Вальню пешеходная и безопасная. На ней комфортно и люди ведут себя расслаблено. А на Чака - напряженное движение и гудки машин, предупреждающих друг друга и пешеходов, заставляют находиться все время в напряжении", - пояснил Озолс.
Он также рассказал, что идеи пешеходных улиц распространены во многих городах мира, и, к примеру, в Копенгагене, когда вводили пешеходные улицы, люди бурно критиковали идею. К чему все эти пешеходные улицы, летние кафе и маленькие рыночки? У нас же холодно и неуютно для таких новшеств.
Но оказалось, что и в северной стране все эти уличные кафе, рыночки и прочие атрибуты пешеходных улиц тоже востребованы. И с 60-х годов прошлого века число пешеходных улиц в Копенгагене увеличилось в 7 раз.
"Зеленые"
А подытожил собрание мэр Риги Олег Буров, которого Силененкс охарактеризовал как смелого экспериментатора, не боящегося воплощать "зеленные" идеи в жизнь.
"Для Рижской думы очень важна обратная реакция горожан, – подчеркнул мэр. – Поэтому мы просим и сторонников пешеходных улиц и противников писать письма в думу. Пока это эксперимент, и каким будет его итог – зависит прежде всего от реакции горожан", - заключил Буров.
Произнеся речь, мэр города перерезал символическую ленту, открывающую движение по улице, и первыми по ней пошли музыканты фольклористы. За ними потянулись общественники, и на какой-то момент улица действительно стала пешеходной.
Даже несколько сторонних человек, несмело оглядываясь, пересекли проезжую часть. Я вышел на середину улицы и задрал голову. Архитектуру отсюда действительно видно замечательно.