РИГА, 23 дек — Sputnik. Столичная муниципальная компания Rīgas satiksme в 2017 году прибегала к консультациям во время строительства водородных заправочных станций с ранее неизвестной компанией, которой отдала за работу 322 тысячи евро, пишет Tvnet.lv со ссылкой на программу de facto на Латвийском телевидении (LTV).
Большие планы
В 2017 году стало известно, что Rigas Satiksme хочет стать первым полностью автономным предприятием и вывести на улицы Риги экологически чистые водородные троллейбусы. Тогда председатель Комитета по делам сообщения и транспорта Рижской думы Вадим Баранник рассказал, что город получит десять троллейбусов, у которых вместо дизель-генераторов будет водородный топливный элемент.
Однако уже летом 2018 года стало понятно, что проект, который должен был стать символом Риги как города инноваций, и на который было потрачено около 16 миллионов евро, из которых половину выделял Евросоюз - провалился.
Здание водородной заправочной станции на Виенибас гатве было построено, все десять троллейбусов, заказанных Ригой, произведены, но на улицы ни один инновационный троллейбус так и не вышел.
Сроки реализации проекта перенесли на весну 2018-го, потом – на лето, а теперь обещают, что новый вид транспорта выйдет на столичные улицы только осенью.
Пресс-секретарь Rīgas satiksme Виктор Закис тогда пояснял, что всему виной проблемы с заправкой водородом. По его словам, с начала 2018 года заправку тестировали польские производители троллейбусов, нидерландские и датские специалисты по водородному оборудованию, но проблему устранить не удалось и причину в этом Закис видит в уникальности проекта.
Что выяснилось сейчас
Сейчас же выяснилось, что консультации во время строительства заправочных станций для водородных троллейбусов оказывало предприятие Eyris Baltic, которое было выбрано без открытого конкурса, а также ранее не принимало участие в государственных или муниципальных закупках. Согласно расследованию, удалось выяснить, что больше половины оборота этой компании на тот момент составили средства, вырученные как раз от сделки с Rīgas satiksme.
Помимо этого ни в каких открытых источниках нет информации, что это предприятие ранее было связано с водородным транспортом или же другими экспериментальными технологиями.
Само предприятие Eyris Baltic позиционирует себя, как фирма, которая занимается ремонтом погрузочно-разгрузочной техники. Владелец предприятия, а также по совместительству директор по продажам и любитель водного мотоспорта, Андис Ратниекс интервью не дает, однако уверяет, что его компания контролировала установку оборудования водородной заправочной станции и подготавливало техническую документацию. По словам Ратниекса, это первый для Eyris Baltic проект такого типа, и он самостоятельно привлекал к нему экспертов и ученых.
Есть к Rīgas satiksme и другие вопросы, связанные с водородными троллейбусами. Предприятие на этой неделе сообщило, что заправка передана в эксплуатацию, однако, как выяснили журналисты LTV, речь идет не об оборудовании, а о самой постройке. Техника, которая была доставлена из Нидерландов, в первые же холода замерзла и вышла из строя. На протяжении двух лет проблему не устраняли. Предприятие утверждает, что сейчас все неполадки устранены, а вот означает ли это, что станция готова к работе - большой вопрос.