РИГА, 10 дек — Sputnik, Юлия Грант. Причиной возникшего 6-7 декабря коллапса на латвийских границах, где скопились сотни фур, стала деятельность Госагентства недвижимости, которое как раз в декабре перекрыло для ремонта по две полосы движения в каждом направлении на главном пограничном переходе между Латвией и Россией – Терехово-Бурачки. Служба госдоходов предупредила об этом ремонте еще в июне 2019 года, когда работы по расширению поста только начались.
В релизе СГД рекомендовалось "выбирать другие пути движения", однако не надо было быть провидцем, чтобы предугадать эффект блокировки транзита в предновогоднюю пору: пробки распространились повсеместно. Сама СГД сообщает, что в Гребнево проходит до 82 машин за сутки, в Патерниеках (граница с Беларусью - ред.) – до 190, причем количество пропускаемых машин, количество стоящих в очереди и время ожидания не находятся ни в какой логической зависимости. Так, в Патерниеках 2 декабря прошло 190 машин, и время ожидания составило 6 часов, а днем раньше - 160 машин, и время ожидания составило сутки.
Силене (граница с Беларусью - ред.) пропускает до 160 машин, держа их в очереди максимум по 14 часов.
Терехово 2 декабря пропустило 370 машин, продержав их по 3 часа, а 7 декабря количество пропускаемых фур снизилось до 258, а время ожидания возросло до 18 часов. Сейчас ситуация с каждым днем становится хуже: 8 декабря количество грузовиков в очереди в Терехово превысило количество пропускаемых, а время ожидания доходит до 30 часов.
Как пояснил руководитель одной из крупнейших транспортных фирм Латвии N-Logistik Константин Кикас, сутки задержки машины на пограничном контроле обычно закладываются в график при заключении договора, однако каждый следующий день уже осложняет отношения сторон не только из-за того, что возникают издержки из-за простоя транспорта и дополнительной оплаты труда водителя, но и из-за срыва графиков дальнейшего использования машины.
Примечательно, что накануне СГД в идеалистическом порыве уменьшить очереди выпустила циркуляр, требуя "тотчас после доставки товаров на таможенный пост подать соответствующую таможенную декларацию", а если перевозчик находится в месте пересечения границы более трех часов без проведения таможенной процедуры, то должностное лицо таможни вправе начать против него административный процесс и применить штрафы. Правда, наличие круглосуточного сервиса декларантов на границе (а они есть у нескольких латвийских фирм) смягчает выполнение этого циркуляра. "Пока мы не сталкивались с применением административных взысканий к перевозчикам из-за очередей, - говорит руководитель одной из таких компаний, A&A Logistic, Георгий Монокандилос. – Однако должны признать, что объем перевозок на Россию в ноябре 2019 года, по сравнению с ноябрем 2018-го, упал на 30%, а в первые дни декабря – на 25%. Ситуация с транзитными грузами противоположная: в ноябре 2019 года их поток возрос на 22.5%, а в первые дни декабря - на 5%. Объяснить это несоответствие можно тем, что маршрут транспортировки к российским получателям изменить проще, чем более длинную цепочку провоза транзитных грузов".
Таким образом, движение грузового транспорта через границу в пиковый предновогодний период значительно осложнилось. Вдобавок - перевозчикам и экспедиторам угрожают денежными начетами, пусть пока и не используя их. А с мая до сентября 2020 года на главном таможенном переходе будет закрыто и вовсе по три полосы движения в каждом направлении.
Что строят в Терехово? "Необходимую инфраструктуру" для углубленного таможенного контроля. Новые навесы. Расширяют полосу контроля негабаритов, перестраивают внешние инженерные сети, меняют асфальт и все контрольные павильоны в зоне экспорта и импорта. Стоимость работ составит 7,72 миллиона евро, из которых 3,58 миллиона предоставляются в рамках российско-латвийской программы приграничного сотрудничества и 4,14 миллиона - из госбюджета.
Вскоре начнутся значительные ремонтные работы и на других объектах приграничной инфраструктуры, уже на белорусском направлении (Патерниеки и Силене). С латвийской стороны вложения составят 8 миллионов евро, из которых 2 миллиона поступят из совместной латвийско-литовско-белорусской программы приграничного сотрудничества.