РИГА, 4 дек — Sputnik. Где Латвия и где – Марк Ротко? Как выглядит современный рынок искусства республики? Что продают латышские художники в Европе и Китае? Корреспондент Sputnik Латвия Андрей Татарчук побывал на неделе продаж современного искусства Riga Art Fair.
Золоченая живопись молодого москвича Ивана Коршунова, входящего в топ-50 художников России, – его модные картины на аукционах уже стоят десятки тысяч евро. Отголоски школы Казимира Малевича - в угловатых персонажах советского живописца Павла Кондратьева. Мифические животные народной художницы Украинской ССР Марии Примаченко и похожие звери на работах ее сына и внука, которые продает литовская арт-галерея. Абстрактные полотна бразильского художника Марко Джаннотти - на стенде Даугавпилсского центра искусств имени Марка Ротко, где сам художник рассказывает, что абстракционизм раскрывает эстетическое восприятие глубже, чем классическая живопись.
Добродушные и простецкого вида бородачи Менделеев и Маркс петербургского художника Дмитрия Шагина из арт-группы "Митьки", гремевшей в 1990-е ярким алкогольно-бытовым реализмом. Нервная юрмальская художница Элина Малыгина, держащаяся за искусство на фоне мещанских потрясений акционеров предприятия Olainfarm, бьющихся за свои кровные доли капитала.
Такое смешение жанров и стилей можно увидеть в Риге только на неделе продаж современного искусства Art Fair, которую каждый год устраивают совладельцы рижской арт-галереи Happy Art Museum Дагс Видулейс и Галина Максимова в Музее истории железной дороги Латвии.
Это феерически феноменально!
В этом году Riga Art Fair оказалась более ориентирована на профессионалов. Хотя, конечно, богемы тоже хватало – дамы и господа, избранные бабочки света, фланирующие между стендами художников с бокалами коньяка, на подобных мероприятиях всегда создают особый творческий фон. Как заявил критик русскоязычного латвийского онлайн-ресурса LSM Андрей Шаврей, "культурная жизнь нашей республики настолько прелестна, что это просто феерически феноменально!"
В этом году за неделю на Riga Art Fair побывали художники, галеристы и искусствоведы из почти 40 стран. И само мероприятие оказалось не такой безумной попыткой показать свою гениальность генитально, как те картины и скульптуры современных латвийских художников, которые выставлены на верхнем этаже Латвийского художественного музея.
В творческом поиске латвийские модернисты неистощимы, учитывая, что достаточно тюбика с краской, а в арт-объект можно превратить собственное тело или его часть. Академическая классическая живопись, как те же картины Яниса Розенталя – в других местах - это в основном частные коллекции. Наверное, продукты креативного поиска хороши для эмоциональных продаж-покупок, создающих большую часть капитализации на латвийском арт-рынке. Это, знаете ли, просто: понравилось – купил. Потом предмет искусства пылится в интерьере и его выбрасывают в худшем случае через десяток лет. Увы, но в случае инвестиционных продаж местные художники выглядят лузерами даже по сравнению с соседями по региону – среди 40 тысяч креативных художников, создавших сотни тысяч произведений по-настоящему стоящих вещей единицы.
Что нужно богатым
В ноябре 2012 года на торгах аукционного дома Christie's был продан самый дорогой "латвийский" лот. Картина "№ 1 Королевский красный и синий" (No. 1 Royal Red and Blue, 1954) американского художника Марка Ротко, родившегося в 1903 году в российской Витебской губернии в Двинске – сейчас это латвийский Даугавпилс, - где постоянная экспозиция картин абстракциониста доступна для обозрения. Итоговая стоимость картины составила 75,1 миллиона долларов. Эстимейт картины маслом Ротко "Лавандово-синий" – 30 миллионов. Но где Латвия и где – Ротко? Как выглядит современный рынок искусства Латвии?
Даг Видулейс продал одну из своих картин после Hong Kong Art Fair за пятизначную сумму и рассматривает Китай как одну из ведущих площадок продаж предметов искусства. В состав управляемого Государственным советом КНР холдинга Poly Group входит аукционный дом, расшатывающий традиции и позиции крупнейших глобальных конкурентов Sotheby's и Christie's. Китай становится мировой площадкой искусства – инвестиционного, профессионального и удаленного от детсадовской возни экспериментаторов и любителей.
"Основные покупатели произведений искусства Латвии – это люди, живущие за пределами Латвии. Много российских граждан, и это тоже наши основные клиенты. Продажи не идут у участников локальных биеннале и выставок, продаются произведения со стабильным эстимейтом. То, что нужно богатым – это Кондратьев, которого привез в Ригу галерист Крутиков, это Иван Коршунов – вот его картина на сусальном золоте: яйцо Феберже, конечно. Среди гостей нашего мероприятия в этом году – президент Trak Consulting и бывший вице-президент Citi bank ливанец Тофик Кавар. Для арт-дилера такого уровня важны не эмоциональные покупки, где критерием является "ах какая прелесть, хочу над шкафом в гостиной повесить", а гарантия того, что картина будет расти в цене. Капиталовложения в искусство, конечно, тоже имеют риски. А если работы художника продаются за границей, продаются на аукционах и находятся в частных коллекциях по миру, это очень хорошо для роста его капитализации. И в Латвии есть истории успеха", - говорит Sputnik Даг Видулейс.
Градация прекрасного и мещанского
Художника Артура Никитина в Латвии представлять не надо – преподаватель Латвийской академии художеств известен академической живописью. На Riga Art Fair мэтр неожиданно представил авангардистские работы еще советского периода: такой, знаете, монументалистский модерн, чуть ли не в стиле обласканного в Москве при мэре Лужкове мегаломана Зураба Церетели. У Никитина, конечно, не Петр I на Москве-реке, но есть картина пастелью размером 8 на 3 метра. Он написал ее 20 лет назад, и она находится в коллекции миллионера Геннадия Курдюмова – младшего брата Леонида Курдюмова, одного из ключевых лиц в партии "Согласие" в Рижской городской думе.
Как рассказал Sputnik Латвия Артур Никитин, в деньгах он не нуждается и не готов продавать свои работы, особенно на религиозные темы, просто из-за хорошего ценового предложения. " Эти, - художник показывает рукой на свой триптих, - 2500 евро стоит каждая. Вот бронзовая скульптура, отлитая в прошлом году по моей деревянной матрице 1983 года. Философия, связанная с историей, – и знаете, восприятие в искусстве сложнее, чем в литературе, если кто этого не понимает, я не виноват. У меня есть небольшой хутор в Латвии, несколько гектаров земли с мастерской, где я делаю, что хочу, – деньги вообще вторичны для художника. Я сделал все "Времена года" акварелью 1,5 на 1,5 метра – это приобрел Юрис Савицкис, Itera Latvija. Картины мои есть по всему миру, но что, я слежу, где и у кого они находятся?"
Сын мэтра – Артур Никитин-младший выступает в качестве арт-дилера работ отца. По его словам, художник не должен думать о монетизации своей деятельности. Если художник считает, что его искусство на продажу – а поверьте, очень многие теряют время, думая, что они большие профессионалы или что латвийский арт-рынок – это место для сделок с искусством, перспектив тут нет.
"Криеву лайки" в помощь
Как выглядит местный рынок?
"Для полуторамиллионной и не очень богатой страны, которую опередила Эстония, полноценного рынка не может быть – и увы, в Латвии уже почти нет эстетического понимания полноты градации прекрасного и мещанского. Чем меньше страна и ее история, тем меньше этого. Недаром в Китае и Японии сейчас бум на российское классическое искусство: женщины, пейзажи с полем и березками и так далее. Западный сontemporary art – сомнительная сфера инвестиций. Российские картины в Китае продаются сначала в виде хороших копий ценой, скажем, по 1000 долларов – а после такого маркетинга и роста узнаваемости оригинал продается за сотню тысяч. Как в советское время Россию привлекало западное искусство, так сейчас в Китае – бум на российское", - говорит Артур Никитин.
На арт-рынке Латвии сегодня самая распространенная модель - скупка профессиональными оценщиками 10-15 работ перспективных художников. Это как венчурный бизнес, картины имеют шанс стать дороже.
Еще в нашей республике остаются сильными традиции российского и русского искусства, пусть это могут отрицать некоторые, но отрицать очевидное просто глупо.
"Криеву лайки" – "русские времена" тут искрят и блистают во всех сферах творчества – тот же Янис Райнис, например, учился в Санкт-Петербурге и взял очень многое в России для формирования латышской национальной культуры. Сегодня его, наверное, назвали бы кремлевским агентом влияния в рамках гибридной войны – а на самом деле Райнис просто имел смелость смотреть на действительность шире, более независимо и дальше забора одного маленького хутора. Другой вопрос, а надо ли это, если как политики, так и художники привыкли жить по-хуторски, привыкнув и считая лучшими ограничения и заборы.
"В ближайшие 10 лет Латвию ждет сильнейший экономический кризис – а это прекрасное время, произойдет выплеск креативности", - прогнозирует Артур Никитин-младший.
Но тем приятнее исключения
Эпатирующе дерзкая Элина Малыгина возвратилась в мир искусства на Riga Art Fair с двумя новыми видеопроектами ICON и ART SHOWER – в них она снова перформансист и режиссер. Спецгость из Милана фотограф Джордано Морганти представил ретроспективу из серии "Доктор Франкенштейн" - новый цикл городской фотографии. Одним из самых интересных выставочных стендов стал проект "Внутреннее святилище" бывшей москвички, а сейчас французской художницы Клэр Виталь, посвященный Тибету и буддизму. А вот Дмитрий Шагин из арт-проекта "Митьки" - дык, елы-палы! – все такой же огромный увалень с бородой и в тельняшке. Зять Шагина Дмитрий Мартьянов купил дом на Рижском взморье и перевез часть митьковской субкультуры в Латвию. На их стенде – новые картины концептуалиста, например, "Митьки уговаривают Маркса не писать "Капитал".
Латвийская художница Татьяна Гридчина использует для написания своих картин очень яркие цвета, сами полотна - больших размеров. Стоимость, например, ее работы "Когда никто не смотрит" (девушка с винторогой головой Малефисенты в розовых очках а-ля золотое время хиппи конца 1960-х) – 1500 евро. Продает картины сама уже три года – и успешно. Ее работы находятся в частных коллекциях в Санкт-Петербурге, Латвии и в Париже. "Художнице нужно очень любить то, чем ты занимаешься – извините за банальную мысль, - вкладывать душу, а не делать то, что подойдет для интерьера. Я верю в смысл того, что, если ты делаешь что-то так, кто-то полюбит твои картины", - говорит Гридчина.
Жизнелюбивый латвийский скульптор тбилисского происхождения Гоча Хускивадзе работал в Нью-Йорке и Западной Европе, но уже на долгое время осел в мастерской в Старой Риге. Один из немногих художников, работающий во всех формах и жанрах визуального искусства, кроме стрит-арта, и далекий от рефлексии и самолюбования – при этом очень не любит, когда его называют художником.
"Я люблю женщин, сигары и вино, а насчет арт-рынка скажу так: он есть даже в Латвии, но маленький, поэтому все мы смотрим на внешние рынки. Латвия – это островок самобытности, страна, в которой родились Лачплесис и Спридитис, здесь довольно просто стать художником мирового уровня, если ты не ленишься, не жалуешься и смотришь на Россию, Китай, Европу, Америку и так далее. Нам всем надо учиться думать шире и быть критичнее к себе", - говорит Хускивадзе.
Искусство сегодня, по его словам, последняя безграничная сфера, не обложенная политическими санкциями и идеологическими барьерами.