Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Российские грузы быстро уходят: Латвийской железной дороге придется ужаться

© Sputnik / Sergey MelkonovТранзит российских грузов
Транзит российских грузов - Sputnik Латвия
Подписаться
Из-за стремительного падения грузооборота Latvijas dzelzceļš придется пересмотреть расходы; что это означает для масштабного проекта электрификации железных дорог

РИГА, 2 дек — Sputnik. В связи с быстрым падением грузооборота компания "Латвийская железная дорога" (Latvijas dzelzceļš) получила от министерства транспорта указание пересмотреть расходы.

Под вопросом судьба проекта электрификации железной дороги стоимостью 318 миллионов евро, сообщает Nekā Personīga.

Литва и Эстония модернизируют свои железнодорожные линии, так что отказ от электрификации будет означать, что Латвия отстанет в конкуренции с соседями. Однако сокращение российского транзита – это сокращение доходов Latvijas dzelzceļš, так что, если предприятие не сможет само потянуть такой крупный проект, ему могут понадобиться дополнительные вливания из госбюджета.

Транзит убывает, такое бывает

При подготовке проекта электрификации аудиторы из Ernst & Young подсчитали, при каком падении грузооборота это начинание станет финансово невыгодным. Как уже писал Sputnik Латвия, объем грузоперевозок по железной дороге за десять месяцев этого года достиг минимума за десять лет, так что негативный сценарий быстро приближается. Падение по перевалке каменного угля составило более 15%, по нефтепродуктам - более 19%.

Контейнерный терминал в Рижском порту - Sputnik Латвия
Уголь забрали, пора браться за контейнеры: в РФ заметили рост в портах Прибалтики

"Не секрет, что Россия осуществляет планы по переориентировке грузов на собственные порты, которые разрабатывались много лет. В обозримом будущем общий объем грузов уменьшится. Поэтому Латвийская железная дорога должна работать над программой более эластичного сокращения расходов, чтобы при сокращении объемов можно было соответственно сократить и издержки", - рассказал министр сообщения Талис Линкайтс.

Треть грузооборота Рижского порта приходится на грузооборот российского угля. В следующем году у угольщиков есть еще больше причин переориентировать поставки из портов Балтии: с одной стороны, в Азию, где цена на уголь сейчас выше, чем в Европе, а с другой стороны, в российские порты Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, поскольку РЖД предоставляют скидки на эти перевозки. Поэтому за месяц до конца года в Рижском порту еще нет ясности насчет договоров на поставки в следующем году.

Быть или не быть

Еще при прошлом правительстве было решено, что при серьезном падении грузооборота проект электрификации может быть отменен. Уже сейчас у Латвийской железной дороги серьезные долговые обязательства – на сумму почти 200 миллионов евро.

Партия министра Линкайтса перед выборами обещала приостановить проект электрификации и переделить освободившиеся деньги на другие нужды. Но эти заявления оказались популизмом, потому что проектная документация уже была отослана в Еврокомиссию. Несмотря на падение грузооборота, там царит оптимизм, так что о приостановке проекта речи не идет. Вскоре начнутся закупки, а в будущем году – проектирование. Строительство должно завершиться до 2023 года.

Дизельный поезд АО Pasažieru vilciens  на Рижском железнодорожном вокзале - Sputnik Латвия
Линкайтсу не нравится "замурыженный" проект электрификации железной дороги

Как отметила глава дирекции по развитию министерства транспорта Сандра Цауне, в ведомстве серьезно следят за изменениями показателей и пытаются содействовать привлечению грузов на латвийском направлении.

"Если мы посмотрим на изменение грузооборота за год, можно сказать, что мы находимся на уровне 2017 года и еще не перешли критическую границу, чтобы нужно было пересмотреть сущность проекта или подумать о каком-то другом решении", - заявила Цауне.

В необходимости проекта не сомневается и бывший премьер Марис Кучинскис.

"Электрификация – это будущее. После этого будем зарабатывать свои деньги.

Можно ли сократить программу – должны оценивать те, кто сейчас работает. Но рано или поздно дорогу на Беларусь нужно электрифицировать", - подчеркнул Кучинскис.

Рижский свободный порт - Sputnik Латвия
Дотации урезать, транзит под контроль: Минсообщения Латвии берется за дело

Нынешний министр Линкайтс настроен более жестко.

"Еще правительство Кучинскиса установило очень жесткую фискальную рамку – правительство поддерживает этот проект при условии, что он не будет влиять на госбюджет и на государственные обязательства. Если Latvijas dzelzceļš придется идти к правительству с просьбой о субсидии или какой-то финансовой поддержке, в правительстве поддержки проекта не будет", - отметил министр, заявив, что надо будет смотреть по обстоятельствам.

Латвия повела себя не по-соседски - и получила: сектор транзита ждет "зима">>

Лента новостей
0