РИГА, 30 ноя — Sputnik. В пятницу, 29 ноября, Видземский районный суд в Лимбажи продолжил рассмотрение уголовного дела, в котором во взяточничестве обвиняется бывший председатель правления "Латвийской железной дороги" (ЛЖД) Угис Магонис и эстонский миллионер Олег Осиновский.
Напомним, что согласно обвинительному заключению, летом 2015 года Осиновский передал Магонису взятку в размере примерно 500 тысяч евро, в связи с закупкой, которую на тот момент производило одно из дочерних предприятий "Латвийской железной дороги" - "Сервис подвижного состава LDz". Латвийское предприятие должно было приобрести дизельные локомотивы у принадлежащего Осиновскому предприятия Skinest Rail. Впрочем, оба обвиняемых свою вину не признают.
Суть и дело
Из материалов дела следует, что в августе 2014 года, связанный с Осиновским Даугавпилсский локомотивно-ремонтный завод (ЛРЗ) отправил письмо в LDz Cargo и Сервис подвижного состава LDz с предложением о закупки семи локомотивов. В апреле 2018 года член правления даугавпилсского предприятия Наталья Петрова показала на суде, что завод "просил у Магониса помощи в подписании договора с "Российскими железными дорогами" (РЖД).
В 2014-2015 годах, по ее словам, финансовая ситуация на предприятии была "крайне плохой", поскольку "Российские железные дороги", с которыми у Даугавпилсского ЛРЗ был заключен договор о сотрудничестве еще "с советских времен", прекратил сотрудничество, отказавшись заключать новый договор.
2014 год Даугавпилсский ЛРЗ завершил с убытками в размере 1,3 миллиона евро. Причем, договор, как пояснила Петрова, не был заключен и в 2018 году, а отношения между Даугавпилсским ЛРЗ и РЖД стремительно ухудшились в 2015 году, после ареста Магониса.
В материалах дела упоминается также эпизод, что в период с 2014 по 2015 годы оба главных фигуранта дела о взяточничестве договаривались не только о закупке локомотивов, но и о том, чтобы организовать встречу представителей Даугавпилсского ЛРЗ с Владимиром Якуниным, который на тот момент возглавлял "Российские железные дороги". Услуги Магониса оценивались, согласно данным, опубликованным в СМИ, в 800 тысяч евро, однако, после подписания контракта о покупке локомотивов, Осиновскому удалось снизить сумму до 500 тысяч евро.
В марте 2018 года председатель правления Сервис подвижного состава LDz Светлана Берга сообщила суду, что закупка локомотивов отвечала интересам концерна LDz, "оно было экономически выгодным всем участникам концерна".
Тогда же, руководитель LDz Cargo Гунтис Мачс свидетельствовал, что Магонис не оказывал влияния на руководство компании. Мачсу не было также известно о возможном влиянии Магониса на другие структуры концерна, без которых покупка локомотивов у Skinest Rail не была бы возможной.
"Не взятка, а вознаграждение"
На заседании суда в пятницу бывший председатель правления LDz Угис Магонис заявил, что, действительно, получил 500 тысяч евро от эстонского предпринимателя Олега Осиновского. Но не в качестве взятки, а как вознаграждение за частное лоббирование его интересов в предприятии "Российские железные дороги". Для того, чтобы правление РЖД положительно решило вопрос о закупках у Даугавпилсского ЛРЗ.
Деньги не предназначались для дальнейшей передачи кому-то, а были предложены Осиновским "за долгосрочную помощь Магониса как частного лица по нескольким вопросам аналогичного характера".
Отвечая на вопрос прокурора о том, что, по мнению Магониса, является "частным лоббированием", он пояснил, что как председатель правления LDz он "не мог выбивать контракты из России". Но как частное лицо, будучи давно знакомым с Якуниным, он "имел возможность способствовать получению этих контрактов". Здесь будет уместным отметить, что Магонис женат на дочери Якунина.
Причем тут Юрашс?
После показаний, данных вторым участником процесса, Олегом Осиновским, дело неожиданно приобрело политический подтекст. Так, эстонский предприниматель указал, что бывший сотрудник Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (КНАБ) Юрис Юрашс, который в настоящее время является депутатом 13-го Сейма и находится под следствием, предлагал Осиновскому освобождение от уголовной ответственности "в обмен на сотрудничество в раскрытии других преступлений".
Он пояснил, что в ходе следствия дал показания о том, что переданные 500 тысяч евро являются взяткой для Владимира Якунина. Но это не правда, уверен он теперь. Такие показания, - пояснил Осиновский, - он дал, поскольку следователь КНАБ, с которой он встречался, заявила, что в случае отказа от сотрудничества его имя будет разглашено СМИ, а он хотел сохранить свою репутацию. К тому же, заметил Осиновский, его защита сообщила ему, что в ходе досудебного расследования он имеет право менять показания "хоть каждый день".
По словам Осиновского, примерно через полтора месяца после задержания Магониса, с ним связался Юрашс, который пригласил его на встречу. Она состоялась в лесу, на территории Эстонии, недалеко от латвийской границы. В этой встрече принял участие сотрудник КНАБ Угис Упениекс. Осиновскому было предложено сотрудничать, чтобы "помочь КНАБ раскрыть более существенные преступления".
После этого состоялись еще несколько встреч, в том числе, в Риге, даже в помещениях КНАБ, где Юраш продолжал гарантировать Осиновскому, что против него не будут применяться никакие санкции. Также, следователь КНАБ А. Румянцева информировала его, что она не видит признаков взяточничества и планирует деяние Осиновского переквалифицировать в "торговлю влиянием". Данное заявление было сделано в присутствии присяжного адвоката Саулведиса Варпиньша.
Осиновский информирован, что Юрашс не хотел, чтобы дело было переквалифицировано, поэтому он "сдал" информацию средствам массовой информации, которым также рассказал, что Осиновский ему предлагал взятку в размере 1 миллиона евро, чтобы переквалифицировать преступление. Осиновский отметил, что в связи с этими действиями Юраша, в суде находится уголовный процесс о разглашении государственной тайны.