Решение ведущих стран Евросоюза создать собственную, не зависящую от США, систему противовоздушной и противоракетной обороны с космическими элементами - очевидный акт недоверия Вашингтону и американской глобальной системе ПРО, яркая демонстрация государственной самостоятельности и технологической состоятельности. Эти высоты пока недоступны странам Балтии.
Совет ЕС на уровне министров обороны 12 ноября заявил об утверждении проекта европейской противовоздушной и противоракетной системы с космическими компонентами (TWISTER). Главное предназначение ЕвроПРО - отражение воздушных угроз последнего поколения. Проект получил значительный импульс в феврале, сразу после выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Европа желает обрести независимость от непредсказуемости Вашингтона и от американских военных технологий.
На первом этапе созданием системы займутся Франция, Италия, Испания, Нидерланды и Финляндия. Ранее предполагалось включить в TWISTER Польшу, Латвию и Украину. Однако они предпочитают технологии США и ждут своей очереди на размещение ЗРК Patriot - даже после саудовского фиаско. Эти страны остались "за бортом" ЕвроПРО.
В ряду множества новых военных проектов структурного военного партнерства ЕС система "Своевременного предупреждения и перехвата с космическими компонентами наблюдения" выглядит как наиболее масштабная и сравнимая только с созданием истребителя нового поколения Next Generation Fighter (официально представлен на Paris Air Show 2019).
Военно-политические нюансы
Оборонная автономия, единая европейская армия - давняя мечта ЕС. Дискуссии продолжаются десятилетиями. Так, Еврокомиссия в ноябре 2016 года предложила проект многомиллиардного оборонного фонда (European Defence Fund), который предусматривал рост расходов на обеспечение кибербезопасности, инвестиции в военное кораблестроение, исследования в сфере беспилотной авиации. Французский президент Эммануэль Макрон прямо призывал создать единую европейскую армию. Все это не мешало устойчивому росту американского влияния в НАТО, убеждению европейских союзников в необходимости обязательных военных расходов в размере 2% ВВП и покупки дорогостоящих самолетов F-35 производства США. Американский постпред при ЕС Гордон Сондленд ранее снисходительно поучал: общеевропейская армия должна стать дополнением НАТО, а не ее заменой.
Недавно французский лидер констатировал "смерть мозга НАТО". Некоторые лидеры стран, входящих в альянс, осознают серьезную опасность военно-политических экспериментов США. Основные цели на перспективу - наращивание коллективного оборонного потенциала ЕС в морском, воздушном и космическом пространстве, подготовка кадров в сферах кибербезопасности, химической, биологической, радиологической и ядерной безопасности, военной медицины. Разумеется, на этом пути неизбежна "национализация" средств ПВО в существующей сегодня общей системе Североатлантического альянса. Вероятен демонтаж элементов американской глобальной системы ПРО на европейском континенте.
Технологические возможности
Бюджет Евросоюза в 2019 году составил более 148 миллиардов евро (на 2,4% больше, чем в прошлом году). Научно-экономический потенциал ЕС позволяет решить самые масштабные задачи в оборонной сфере. Европейцы традиционно имеют развитый военно-промышленный комплекс, и без участия США создают высокотехнологичные истребители "Тайфун" (Великобритания, Германия, Италия, Испания) и "Рафаль" (Франция), а также авиационную боевую систему будущего (Future Combat Air System) пятого поколения. Ряд европейских стран имеют разработки в области мобильных систем ПВО и поставляют их в Грузию, Азербайджан и Литву.
Современные формы ведения боевых действий охватывают воздушное и космическое пространство. К примеру, Франция самостоятельно осуществляет сложнейшие космические программы, включая оборонные. Париж намерен в 2019–2025 годах потратить четыре миллиарда долларов на формирование группировки разведывательных спутников CSO и CERES, спутников связи Syracuse, а также на модернизацию радиолокационной станции наблюдения за космическим пространством GRAVES. Франция обладает полной космической автономией, и вместе с Германией входит в первую пятерку по экспорту вооружений в мире.
Эти примеры свидетельствуют о значительном потенциале ЕС в области высоких военных технологий и большой вероятности успеха в создании собственной системы ПРО - в противовес американской.
Политически и технологически решение Совет ЕС на уровне министров обороны от 12 ноября выглядит стройным и логичным. Отношения США и Евросоюза в последнее время заметно охладились. Не все правительства желают тратить на оружие 2% ВВП и кормить миллионы ближневосточных и африканских беженцев – после силовых "коррекций" США и НАТО. Европейцы способны самостоятельно обеспечивать свою безопасность. Некоторые депутаты в Германии требуют вывода американских войск из страны. Остается лишь трансформировать коллективную политическую волю ЕС в устойчивое финансирование и динамичный научно-производственный процесс.