РИГА, 12 ноя — Sputnik, Андрей Татарчук. День Лачплесиса – один из немногих и даже единственный действительно нужный и важный среди праздников и особых памятных дат латвийской государственности. В куче новодельных торжественных дней календаря победа латышских стрелков над войсками Бермондта-Авалова на рубеже Даугавы под Ригой 11 ноября выглядит как жемчужина.
Sputnik Латвия праздновал столетний юбилей вместе со всей республикой – патриотизма и побед нельзя стыдиться.
Победа под Ригой 11 ноября произошла всего через год после провозглашения декларации независимости Латвии – и это первая и единственная самостоятельная латвийская войсковая операция.
Напомним, что на территории губерний, еще недавно входивших в состав Российской империи, осенью 1919 года сложилась очень непростая ситуация. Бои шли на несколько фронтов, Антанта поддержала Карлиса Улманиса – он и его правительство только несколько месяцев назад вернулись в Ригу из Либавы, где будущий вождь находился на корабле "Саратов" под охраной британских военных судов.
Авантюра Бермондта: против стрелков, Улманиса и британских пушек
Латвийским стрелкам противостояла Западная добровольческая армия под командованием князя Павла Бермондта-Авалова, который отказался поддержать поход Юденича на Петроград и воевал на стороне немцев, а не Антанты. Армия была усилена немецкими добровольцами, которым вербовщики обещали раздать латвийские земли. В сентябре 1918 года к армии князя был присоединен германский Прибалтийский ландесвер, который позднее перебросили на запад Витебской губернии – в Латгалию.
Павел Рафаилович Бермондт-Авалов оставил яркий след в истории Латвии, включая собственные наградные кресты и бумажные деньги – митавские марки. Забегая вперед, добавим, что в Германии он симпатизировал нацистам, в 1933 году возглавил Русское национальное освободительное социалистическое движение, а после роспуска организации гестапо создал Российское национал-социалистическое движение (РНСД). Штурмовики РНСД вместе со штурмовиками НСДАП (СА) и "Стального шлема" сражались с коммунистическими отрядами "Красного Фронта".
В 1939 году Бермондт-Авалов и другие лидеры русских национал-социалистов в Германии были арестованы гестапо – за мошенничество. По личному ходатайству Муссолини князь позже был выслан в Италию. Умер в возрасте 97 лет, похоронен на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря в Нануэт в Нью-Йорке.
А сто лет назад в Латвии фактически сложилась ситуация, в которой на востоке юной страны закрепился монархист, стоящий на стороне Германии, грузинский князь Бермондт-Авалов. Около 50 тысяч латышских стрелков, прошедших через четыре года окопов Первой мировой и научившихся хорошо воевать, оказались в Риге и получили военную поддержку Великобритании.
Силы стрелков и бермондтовских соединений были примерно равны, около 50 тысяч солдат с каждой из сторон, но белогвардейцы, ранее рассчитывавшие на скорый марш на Москву и Санкт-Петербург против большевиков, не были мотивированы воевать против латвийской армии, а тем более на стороне недавнего врага Германии. Но Бермондт-Авалов выступил против генерала Юденича и Антанты.
К Риге против бермондтовцев были подтянуты четыре эстонских бронепоезда, на рейд в устье Риги прибыла английская эскадра, принявшаяся непрестанно обстреливать позиции Бермондта из корабельных орудий. Когда части армии Бермондта-Авалова начали переправу через Двину, то наткнулись на подготовленную оборону, начались упорные позиционные бои. Все эти события происходили именно в тот момент, когда армия Юденича при поддержке Антанты устремилась на Петроград. Отступали с берегов Даугавы бермондтовцы в сторону Митавы и Либавы почти с удовольствием – так 11 ноября Рига полностью перешла в руки латвийских стрелковых подразделений.
Как Латвия объявила войну Германии
Самый сильный момент Бермондтиады, как называют бои за независимость в Латвии, – объявление Латвией de facto войны Германии. В ноябре 1919 года Берлин еще надеялся сохранить свое влияние в Балтии и попытался поддержать армию князя Бермондта-Авалова, объявив, что Западная добровольческая армия переходит под защиту правительства Германии.
В ответ латвийское правительство Улманиса при поддержке Великобритании и Антанты заявило, что в таком случае Латвия воюет с Германией. Звучит как смелая нота, но стоит учесть, что Германия была обескровлена и унижена поражениями.
Берлин никак не отреагировал на фактическое объявление войны, а уже в декабре 1919 года последние бермондтовцы покинули Латвию.
Во время Бермондтиады Латвия потеряла 743 солдата, включая 57 офицеров. Это – цена независимости республики и не такая уж и малая кровь. Здесь было много случайных смертей, как на любой войне: первый командир отдельного латышского батальона и латвийской армии Оскарс Петрович Калпакс погиб в случайной перестрелке с союзниками у Айритес в марте 1919 года. Солдаты немецкой "Железной дивизии" под командованием гауптмана фон Борха спутали одетых в русскую униформу бойцов Калпакса с отступавшими от Виндавы большевиками, которых преследовал в тот момент отряд Калпакса.
Военный орден Лачплесиса в Латвии получили 2146 стрелков, а также иностранцы из Антанты – преимущественно англичане, поддержавшие Улманиса и войну против Германии и РСФСР на территории Латвии. Конечно, нельзя утверждать, что это случайная победа. Латвийские стрелковые батальоны, не лелеявшие в начале Первой мировой никаких планов на создание лимитрофной республики, в 1918 году воевали и за четкие материальные цели – за свободу земли от остзейских серых баронов-помещиков, которую получил каждый солдат после победы.
Пятьдесят тысяч латвийских стрелков (тогда речь не шла о только латышских стрелках, единственном государственном языке и прочих современных новых реалиях) доказали значимость как боеспособная сила. А при поддержке правительства Владимира Ленина, симпатизирующего пролетарским стрелкам и растущему национальному самосознанию молодых народных республик, со стороны РСФСР тут не было такого жесткого противостояния, как, например, против Врангеля в Малороссии и в Крыму. Страны Антанты почти сразу признали независимость Латвии, а в 1920 году был подписан мирный договор с Россией.
Праздник с салютом и концертом
"Это была победа не только против определенных врагов, но и против неверия в собственные силы, свою страну. День Лачплесиса – это день утверждения нашей национальной воли. Государственность пришла в критическое время, когда основанное год назад государство могло потерять все. Борьба и победа над Бермондтом стали поворотным моментом в борьбе всей нации", - заявил 11 ноября президент ЛР Эгилс Левитс.
Президент Эгилс Левитс, премьер Кришьянис Кариньш и спикер парламента Инара Мурниеце с утра 11 ноября были в первой шеренге на церемонии возложения цветов к памятнику Свободы.
Присутствовали и другие политики – это тот случай, когда нет деления на политические фракции.
Памятные мероприятия посетили мэр Риги Олег Буров и вице-мэры Вадим Баранник и Анна Владова.
Факельное шествие вечером, в котором по двум маршрутам – от Братского кладбища по улицам Миера и Бривибас и до Национальной библиотеки – шло около 1600 человек, привлекло много молодежи и иностранных туристов.
Еще мы заметили много молодежи и детей – малыши с удовольствием влезали в брюхо канадского БТР LAV6, вооруженного 25-миллиметровой пушкой М242 и двумя пулеметами калибра 7,62 миллиметра.
На выставке техники министерства обороны у Военного музея на площадке возле Пороховой башни были представлены две легкие танкетки CVRT, 123 такие подержанные разведывательно-боевые гусеничные машины в разной модификации Латвия приобрела в Великобритании.
Дети с большим удовольствием целились в небо из крупнокалиберного пулемета Browning 12,7 миллиметра, установленного в люке на крыше легкобронированного Vamtac ST5, который испанские кондотьеры из контингента НАТО в Латвии назвали более надежным, чем армейские HMMWV, также состоящие в парке НВС республики.
Снайперы на крышах, ленточки в цветах флага на верхней одежде, свечи и цветы, одобрение населения и патриотизм – так выглядел праздник столетия завершения Бермондтиады в Латвии, когда армия молодого государства доказала свою эффективность в первый и за сто лет единственный раз.
А поздно вечером на площади перед Национальной библиотекой состоялся концерт, организованный министерством обороны, НВС и МВД под названием "Путь борцов за свободу сквозь все времена". Выступили группы "Вилки", "Перконс" и "Рефлексия".