Здравствуй, монополия: зачем закрыли LNT

© Pixabay / Maria_DomninaТелевизионный пульт
Телевизионный пульт - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Пока националисты в присущей им манере ищут в закрытии LNT "происки врагов", американские инвесторы по сути создают в Латвии медиамонополию - и рекламную, и информационную

РИГА, 10 ноя — Sputnik, Дмитрий Олейников. Объявление о закрытии телеканала LNT вызвало бурю эмоций как в политических, так и в медийных кругах. Мнения самые разные – "крупнейшего кризиса" до "создания монополии".

Руководство компании All Media Baltic заявило, что один из самых популярных латвийских телеканалов — LNT — прекратит свое вещание в прежнем формате. Новостные службы TV3 и LNT сливаются в одну, происходят массовые сокращения среди "новостников" (по неофициальным данным, работу потеряют около 30 человек).

Наиболее рейтинговые передачи перейдут на TV3, но в целом – закрывается некогда самый популярный телеканал в Латвии, что, возможно, печально.

"Худшее событие за 10 лет"

Латвийский союз журналистов назвал случившееся с LNT "худшим событием в латвийских электронных СМИ за последние 10 лет".

По мнению союза, закрытие телеканала означает, что "латвийское медиапространство потеряет значительную часть, которая до сих пор обеспечивала разный спектр мнений и способствовала свободе слова".

Резкую реакцию Союза журналистов понять можно. Более тридцати работников телеканала, в том числе журналисты, в условиях сокращающегося рынка вряд ли найдут работу по специальности.

Заместитель председателя Национального совета по электронным средствам массовой информации Иварс Аболиньш выразил мнение, что решение All Media Baltics может противоречить закону: "в лицензии на вещание, выданной LNТ, говорится, что как минимум 4% эфира в неделю должны занимать новостные программы". Совет пообещал изучить, как история с закрытием LNT повлияет на медиасреду Латвии в целом.

Телевизор - Sputnik Латвия
Нацобъединение бьет тревогу: американские хозяева сокращают латышское ТВ

Политики Национального объединения, как уже сообщалось, сделали заявление в обычном для себя духе: решение о значительном сокращении латвийских новостных телепрограмм "может создать риски для информационного пространства страны" в условиях "усиления каналов враждебной пропаганды".

В общем, ничего нового. Нет такого события в жизни страны, которое бы Нацобъединение не могло объяснить происками "враждебных сил извне".

Однако есть и те, кто уверен в позитивных переменах. Латвийская ассоциация рекламы в лице своего руководителя Байбы Лиепини заявила, что "изменения могут пойти на пользу рекламному рынку в целом". Если будет аудитория – будет и реклама. "Если All Media Baltics полагает, что аудитория будет смотреть и тратить больше времени, то, конечно, это позитивно повлияет и на отрасль рекламы".

Исполнительный директор Латвийской ассоциации вещательных организаций Андрис Кениньш отметил: "Латвия сейчас переживает медиакризис, сужение пространства СМИ, отвечающих государственным интересам. В таких условиях важно следовать за глобальными тенденциями и запросами местной аудитории, предлагая платформу качественного локального содержания, удобную и доступную для аудитории".

Что говорят цифры?

А цифры говорят, что совокупные расходы на рекламу в стране продолжают увеличиваться с каждым годом. Кризисом здесь и не пахнет. 2018 год – 85,2 миллиона евро (на долю ТВ приходится 41% этой суммы). 2017-й год – 80 миллионов евро (доля ТВ – 42%). 2016-й год – 80 миллионов евро (43% на ТВ).

Статистику можно смотреть и далее, но очевидно одно – рынок за последние годы не может пожаловаться на отток средств клиентов. Возможно, сокращение аудитории и наблюдается, но рыночная доля в рейтинге остается прежней, клиенты – тоже, а значит и бюджеты – прежние.

Илья Козырев - Sputnik Латвия
Усыхание латышского потребителя: одним телеканалом в Латвии будет меньше

Теперь - рейтинг телеканалов. По данным за сентябрь, LNT занимал пятое место среди латвийских телеканалов с долей рынка 6,3%. Четверка лидеров выглядит так: TV3 — 9,8%, LTV1 — 9,4%, Первый Юалтийский канал — 8,5%, НТВ Мир — Балтия — 6,5%.

Теперь, "вычеркиваем" из списка вещающие по-русски Первый Балтийский и НТВ Мир. Убираем также LTV1 – поскольку государственный телеканал как общественное СМИ с 1 января уходит с рекламного рынка. В бюджете 2020 года и последующих уже предусмотрено финансирование за недополученную рекламу.

И кто остается в случае слияния LNT и TV3 под брендом TV3?

Здравствуй, монополия…

Экс-депутат Европарламента, бывший журналист TV5 Андрей Мамыкин на своем аккаунте в Facebook говорит следующее о причинах закрытия LNT:

"Частный коммерческий канал TV3 останется по сути монополистом на рынке телевизионной рекламы. И сможет не только забирать почти все (95%) рекламные деньги для ТВ, но и диктовать слова условия рекламодателям — заламывать цены там, где они хотят, и демпинговать там, где им политически выгодно. Именно политически.

И все эти разговоры о том, что c закрытием LNT под угрозой "информационная среда на латышском языке" — извините, секс для бедных. И лапша на уши тетенькам на хуторах. И шведы тогда, и американцы сейчас плевать хотели на всякие там латышские идентичности и сохранения латышского языка. "Бабки" - единственное, что их интересует. Много "бабок", очень много!

Можно выкачать себе в карман весь рекламный рынок маленькой балтийской страны? Вау! Мы уже идем к вам!..

И ни одна политическая партия, ни один Телерадиосовет или даже Совет по конкуренции не сможет ничего сделать против наших "стратегических партнеров из США", бизнесменов из All Media Baltics".

У здания Сейма прошел пикет Новой консервативной партии За правовую Латвию! - Sputnik Латвия
Домбрава позавидовал русским и разгромил передачу телеканала Ren Baltic

В цитате имеется в виду сделка, состоявшаяся в октябре 2017 года, когда медийный бизнес All Media Baltics перекупила у шведских инвесторов американская компания Providence Equity Partners.

А ведь на самом деле, монополия… И рекламная, и информационная. И, думается, владелец крупнейшего телеканала сможет также найти общий язык с Национальным советом по радио и телевидению, чтобы получить информационный контроль и над аудиторией общественных СМИ.

Лента новостей
0