РИГА, 21 окт — Sputnik. В Латвии устаревший парк автомобилей, что не позволяет сократить выбросы CO2 в атмосферу. Начиная с 2021 года, стране грозит штраф в 48 миллионов евро в год за слишком высокий уровень загрязнения, сообщает Латвийское радио со ссылкой на президента Автомобильной ассоциации Андриса Кулбергса.
В Латвии со старым парком автомобилей борются с помощью высокого налога на эксплуатацию, в этом году он вырос до 1056 евро. Однако эффективной этой меры сомнительная – средний возраст машины в стране – 15 лет, и латвийцы все больше покупают подержанные автомобили, заявил Андрис Кулбергс.
"Из всех автомобилей, что мы импортируем и используем, почти две трети - старше 10 лет. Эта тенденция только нарастает. В 2013 году таких машин было 37%, а сейчас уже 61%", — рассказал Кулбергс.
Он отметил, что это выглядит нелогичным: ведь экономика Латвии растет, увеличивается и ВВП, и зарплаты. Все цифры показывают, что жители Латвии могут позволить себе новые автомобили.
По мнению Кулбергса, причина старого автопарка в Латвии – в теневой экономике и работе банков. Многие латвийцы по-прежнему получают зарплаты "в конвертах", их официальный доход намного ниже реального, а банки одобряют кредиты только, исходя из размера "белой" зарплаты. Поэтому многие решают брать лизинг в небанковских финансовых компаниях, где можно получить кредит в 6-10 тысяч евро, а этих денег, как правило, хватает только на старые машины.
Старый автопарк создает для Латвии как страны – участницы ЕС риск штрафа за высокий уровень выбросов СО2, отметил Кулбергс.
"Мы как страна-участница Евросоюза подписали протокол о загрязнении воздуха. Мы видим — за 10 лет мы повысили объем выбросов CO2 на 10%. Такими темпами к 2030 году объем углекислого газа превысит допустимый на два миллиона тонн. Значит, в 2021 году мы уже начнем платить штраф за невыполнение обязательств. Размер штрафа может достигнуть 48 миллионов евро в год, и это бремя ляжет на плечи самих автовладельцев", - заявил Кулбергс.
Для того чтобы снизить объем CO2, уже сегодня надо перестать использовать две трети автомобилей в Латвии, заявил глава автомобильной ассоциации. Вопрос о том, как разрешить ситуацию со старым автопарком, является актуальным, как никогда, считает Кулбергс.
Соседи Латвии – литовцы – пошли своим путем, там решили доплачивать тысячу евро за покупку современного автомобиля. Новая программа заработает в ноябре. Чтобы потенциальный владелец получил субсидию, приобретаемая машина должна быть зарегистрирована в ЕС не раньше 1 января 2013 года. На эти компенсации Литва выделит 30 миллионов евро до 2021 года. Помимо прочего, литовцы также ввели налог на выбросы углекислого газа.
По мнению автожурналиста Нормундса Авотиньша, Латвии следует выждать и посмотреть, какие результаты покажет литовская программа.
"Латвии тоже придется что-то делать. Литовцы пытаются действовать на опережение и часть денег, которые, возможно, пришлось бы заплатить в виде штрафов за превышение нормы выбросов СО2, направить на этот проект. Будет ли это иметь эффект, покажет время. Ничего уникального там нет. Я думаю, нам надо посмотреть на опыт литовцев и понять, действительно ли это работает", - заключил Автоиньш.