РИГА, 8 окт — Sputnik. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен обещала добиться нулевого баланса выбросов углерода в ЕС к 2050 году, и помогут ей в этом железные дороги, пишет Politico.
В настоящее время транспорт является причиной четверти всего "углеродного следа" ЕС. Поскольку поезда выбрасывают в атмосферу меньше парниковых газов, чем грузовики, перевод грузов и пассажиров с шоссе на рельсы поможет снизить уровень загрязнения атмосферы. Проблема в том, что европейские страны не готовы выделить на эту благую цель сотни миллиардов евро, а без этого "зеленая инициатива" фон дер Ляйен неосуществима.
Хотя железная дорога перевозит 17% грузов и 8% пассажиров ЕС, она ответственна только за 3% транспортных выбросов, в то время как автомобильный транспорт — за 70%, несмотря на все попытки сделать его более "зеленым".
Согласно подсчетам Счетной палаты за 2015 году, все внешние издержки (шум, загрязнение воздуха, несчастные случаи) перевозки 1 тонны груза на 1 км составляют 2,01 евроцента для грузовиков и 0,8 евроцента для поездов (баржи показывают себя еще лучше).
ЕС надеется к 2030 году перенести 30% всего дорожного транзита на расстояние более 300 км на поезда и баржи, а к 2050 году — 505%. Однако это означает дополнительную нагрузку на и без того перегруженные европейские железные дороги и заставляет задаваться вопросами о том, как финансировать, обслуживать и модернизировать систему железнодорожного транспорта.
Один из четырех поездов дальнего следования Deutsche Bahn задерживается из-за пробок на рельсах Германии. Железнодорожный тоннель под Брюсселем, вероятно, в ближайшее время придется перестраивать и расширять, что обойдется в 2 млрд евро. Транспортные узлы Амстердама работают на пределе возможностей.
По некоторым подсчетам, к 2030 году на ремонт и развитие трансъевропейской железнодорожной сети необходимо будет потратить около 500 млрд евро — нужно укреплять пути, совершенствовать сигнальную систему, строить новые тоннели, мосты и транспортные узлы.
В прошлом месяце правительство Германии пообещало к 2030 году потратить на железные дороги еще 11 млрд евро, к дополнению к 86 млрд, уже обещанным Deutsche Bahn. Однако эксперты считают, что увеличение объемов грузоперевозок на 30% и удвоение количества пассажиров обойдется еще дороже.
Одна из причин, по которым необходимы государственные инвестиции, — железнодорожные проекты непривлекательны для частных инвесторов. К примеру, новая сигнальная система окупится только через двадцать лет. При этом введение Европейской системы управления железнодорожным транспортом на основных транспортных коридорах обойдется как минимум в 15 млрд евро.
При этом нельзя сказать, что ничего не происходит — в Европе строится сразу несколько больших инфраструктурных проектов. Фемарнбельтский подводный тоннель между Данией и Германией сократит время транзита между Копенгагеном и Гамбургом, а альпийский тоннель Бреннер — между Австрией и Германией. Есть также долгострой Rail Baltic, который когда-нибудь соединит Эстонию, Латвию и Литву.
Одни только эти три проекта обойдутся примерно в 20 млрд евро, причем большинство из этих денег поступит из еврофондов, чтобы поддержать скромное национальное финансирование. При этом политики предупреждают, что амбициозные железнодорожные проекты будут требовать поддержки все 2020-е годы. Если этого не произойдет, то планам фон дер Ляйен не суждено сбыться.
В период с 2014 года ЕС выделил на транспортные проекты 24 млрд евро через Фонд соединения Европы. На 26 железнодорожных проектов пришлось 16,3 млрд евро.
Сейчас страны ЕС делят средства нового бюджетного периода. Еврокомиссия хочет, чтобы европейские столицы выделили 30,6 млрд евро на стандартные транспортные проекты, но Brexit и режим экономии самых богатых стран блока означает, что в следующем году ЕС ожидает сокращение бюджетных расходов.