"Абсурдной является ситуация, при которой принадлежащее государству предприятие Lattelecom, предлагая обширный пакет кремлевских каналов, фактически действует против интересов безопасности Латвии", — заявил в начале прошлого года лидер Нацблока Райвис Дзинтарс. Он даже сравнил информацию, поступающую с российских каналов, с "гибридным военным оружием" и "пропагандой Третьего рейха".
Зачем Латвия угрожает сама себе
Еще раньше "вырубить рубильник пропагандистским каналам" требовал бывший тогда зампредседателя комиссии Сейма по нацбезопасности Карлис Сержантс. Он выступил за то, чтобы все "контролируемые Кремлем российские телеканалы" были убраны из сетки вещания Lattelecom. И предложил этот вопрос вынести на обсуждение двух комиссий — по нацбезопасности и по обороне и внутренним делам.
И такого рода кавалерийские атаки принадлежащим государству Lattelecom (ныне Tet) и LMT приходится отбивать регулярно. Что показательно, атакуют или представители Национального объединения, которым необходима очередная страшилка для избирателя, или люди, которые заведуют нацбезопасностью, чтобы показать, что для этой безопасности существуют "нешуточные угрозы", — и они на своих постах необходимы как никогда прежде.
И вот, как говорится, "внезапно", с сообщением о вредительской деятельности LMT выступил... Baltijas mediju alianse (BMA), которому принадлежит Первый Балтийский канал (ПБК).
Медийная группа Baltijas Mediju Alianses (ВМА) обратилась в Службу госбезопасности (СГБ) с просьбой проверить "незаконно поступающую жителям Латвии информацию" на предмет "российской пропаганды".
Дело в том, что частично принадлежащая государству, как и вся компания Latvijas Mobilais Telefons, платформа "умного телевидения" LMT незаконно транслирует российские телеканалы.
Заявление в СГБ предварял сюжет на ПБК, в котором видно, как работники филиалов LMT учат клиентов при помощи браузера и пиратского софта скачивать программу, открывающую бесплатный пиратский доступ к ТВ-контенту. А ведь это все равно, как если бы они давали клиентам инструкцию, как собрать бомбу! Ведь российские каналы - "это рупор путинской пропаганды"!
В BMA даже предупредили Службу госбезопасности о том, что в одном из приложений имеется свободный доступ к признанному пропагандой Кремля каналу "Россия 1", а также к каналу "ЛДПР-ТВ", который принадлежит Либерально-демократической партии России (ЛДПР), возглавляемой одиозным российским политиком Владимиром Жириновским.
Не нашли виноватого
Понятно, конечно, что здесь просто-напросто сошлись бизнес-интересы. Тоже мне, "умное телевидение". Самые умные что ли? Но удивление вызывает тот факт, что ВМА написала кляузу не в Совет по конкуренции и не в Национальный совет по электронным СМИ, а именно в СГБ.
Какой грандиозный скачок, какой громадный эволюционный шаг, проделанный за короткое время. Ведь дело в том, что Первый Балтийский неоднократно был шельмован и заклеймен как идеологически вредный не только в Латвии, но и во всех странах Балтии.
В свое время глава комиссии Сейма по национальной безопасности Индулис Эмсис публично заявил, что через Координационный совет русских организаций Латвии "Россия могла перевести более 1 миллиона долларов, чтобы повлиять на результаты выборов в девятый Сейм". Он отмечал, что в этом процессе также "были задействованы несколько массмедиа, в том числе Первый Балтийский канал". Информацию такого рода Эмсис якобы получил от Бюро по защите Сатверсме.
Здесь необходимо особо подчеркнуть, что, согласно докладу СГД, опубликованному в декабре 2018 года, случаев вмешательства в выборы со стороны России обнаружено не было. Служба государственной безопасности Латвии, которая тогда еще называлась Полиция безопасности, не нашла абсолютно никаких признаков противоправного влияния на избирателей.
И это, несмотря на громкие заявления некоторых латышских политиков о том, что если кому-то и выгодно вмешаться в местные выборы, то это может быть только Россия. Вот только очевидно, что их надежды не оправдались.
По почерку
Но вернемся к Первому Балтийскому каналу. С ним тогда связывали руководство "Центра согласия", формальным лидером которого был назначен Нил Ушаков, который являлся корреспондентом ИТАР-ТАСС, и, что существенно, он был еще и главным редактором новостей Первого Балтийского канала.
Тогда же Latvijas Avīze окрестила ПБК "российским телеканалом, который называют рупором Кремля". Он начал вещать в Латвии в начале 2003 года. Вскоре после того, как Первый Балтийский канал начал действовать в Латвии, он получил предупреждение от Национального совета по радио и телевидению (НСРТ) о несоблюдении закона о языке.
А в феврале 2004 года ПБК распространил лживые сведения о том, что начиная с первого сентября во всех латвийских школах нацменьшинств, в том числе и в тех, в которых учатся "русскоязычные граждане республики", обучение будет проходить только на латышском языке. Министерство образования и науки (МОН) тогда выразило свое сожаление за дезинформацию.
Еще больший скандал, связанный с ПБК, разгорелся в 2004 году, когда в передаче "Тайны века" прозвучало утверждение, что балтийские страны не были оккупированы. Следует отметить, что в то время Нил Ушаков уже был главным редактором новостей ПБК.
Комиссия латвийских историков осудила эту передачу. За "необъективное отражение истории" Национальный совет по радио и телевидению оштрафовал Первый Балтийский канал на две тысячи латов. Но закрыть канал тогда не посмели.
Зато Latvijas Avīze тогда принялась клеймить канал, заявляя, что "однобокость, тенденциозность, пропаганда официальной идеологии Кремля была и является почерком этого канала".
Потом был еще неприятный случай, когда историк Эдгарс Энгизерс заметил "неправду" в рубрике "День в истории", которая транслируется на экранах, размещенных в столичных маршрутках Rīgas mikroautobusu satiksme. Недоумение у историка вызвал тот факт, что на экранах в маршрутках на латышском и русском языках был продемонстрирован такой "факт": "22 марта 1939 года в ходе Второй мировой войны Германия отняла Клайпеду у Литвы".
Как отмечал Эдгарс Энгизерс, каждый школьник знает, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия напала на Польшу, что произошло после заключенного 23 августа пакта Молотова-Риббентропа. Историк допускал, что попытки обозначить события марта 1939 года "как происходившие в рамках Второй мировой войны" могут осуществляться с целью "снизить значение пакта Молотова-Риббентропа для начала войны".
По совпадению, за содержание, которое демонстрируется на экранах в маршрутках Rīgas mikroautobusu satiksme, отвечала компания Baltijas mediju alianse.
На этом дело не закончилось. В 2014 году обнаружили еще одну "неправду". Национальный совет Латвии по электронным СМИ решил наказать Первый Балтийский канал за "необъективное освещение событий на Украине", в частности во время беспорядков в Киеве. И 29 мая на телекомпанию был наложен максимальный размер штрафа - 3600 евро. Если конкретно, то объектом разбирательств тогда стали сюжеты пяти выпусков новостной программы "Время", которые выходили на экран в конце февраля и начале марта 2014 года.
Кроме того, до ПБК добрались не только в Латвии, но и в Литве. Среди СМИ, распространяющих "кремлевскую пропаганду", в отчете литовского департамента госбезопасности были названы вильнюсские еженедельники на русском языке "Литовский курьер", "Обзор", "Экспресс-неделя", а также Первый Балтийский канал.
По московскому времени
А вот, пожалуй, самое страшное обвинение - "Рига встретила Новый год по московскому времени". Согласно рейтингам, самым популярным политиком в Латвии в новогоднюю ночь 2018 года оказался президент России Владимир Путин, который тогда значительно обогнал по рейтингам латвийского коллегу Раймондса Вейониса. Праздничное обращение Путина, которое в республике транслировали Первый Балтийский канал и телеканал "РТР", посмотрели в общей сложности 280 тысяч латвийцев.
И вишенка на торте - клеймо, которое не смыть никогда, даже если сменить скользкую зеленую шкурку на белый и пушистый мех. Депутат Сейма от Национального объединения Янис Домбрава назвал на своей странице Facebook журналистов ПБК "кремлевскими пропагандистами", сделав в одном слове сразу несколько ошибок. Так он объяснил свое нежелание общаться с тележурналистами. Напомним, что обученный русской грамоте Нил Ушаков тогда пожурил невежду.
Многие смотрят
Российское телевидение в латвийском эфире гость нежелательный еще и потому, что это самое телевидение смотрят многие латыши. Как-то даже спикер парламента и глава самой влиятельной тогда в стране партии "Единство" Солвита Аболтиня рассказала, что смотрит латвийские каналы очень редко и очень мало, потому что они "некачественные". А вот про российский ТВ-контент сказала:
"Российские телеканалы показывают не только новости. Там есть и сериалы, и много качественных передач, которые многие смотрят".
Сами распространители ТВ-контента не скрывают, что доступ к российским каналам для их зрителя - это только бизнес, так как у качественных московских передач хороший рейтинг. По словам председателя правления тогдашнего Lattelecom Юриса Гулбиса, эти каналы пользуются в Латвии спросом.
"Нет никакой проблемы создать программное предложение без российских телеканалов. Проблема - найти для такого предложения покупателей", - пояснял Гулбис.
Показательно, что закрытие, например, канала "Россия РТР" в начале этого года привело к росту рейтингов других каналов, передающих российский контент, - как "Первого Балтийского", так и входящего в BMA "НТВ Мир".
Никто не станет отрицать, что бизнес есть бизнес, а с распространением пиратского контента нужно бороться. Но тут возникает один вопрос: зачем же в Латвии так откровенно и неумно перемешивают бизнес с политикой?