РИГА, 11 сен — Sputnik, Симона Алексеева. Название фильма "Гив ми либерти" режиссера Кирилла Михановского переводят как "Дай мне свободу", но Максим считает эту терминологию неправильной - "Речь скорее о поиске пространства, в котором каждый из героев чувствует себя хорошо". Этот фильм и грустный, и уморительно смешной, а гуманизм в нем просто зашкаливает.
Драмедия о водовороте событий и героев, наполняющих микроавтобус безотказного водителя американской социальной службы, удостоилась высокой оценки на престижных кинофестивалях и продолжает собирать восторженные отзывы по всему миру.
"Совершенно непредсказуемый фильм, который затягивает с каждой сценой", - так охарактеризовала фильм газета New York Times.
"Хорошее кино о реальных людях, живущих настоящей жизнью, наполненной хаотичными трудностями, печалью и маленькими радостями", - считает издание The Hollywood Reporter.
"Гив ми либерти" - роуд-муви, действие которого разворачивается на улицах американского города Милуоки (штат Висконсин), размерами и численностью населения напоминающего Ригу. События по большей части происходят внутри "бусика" социальной службы в течение одного дня из жизни водителя Вика. Тему эту Кирилл Михановский, американский режиссер русского происхождения, знает изнутри - когда-то сам работал социальным водителем.
Трансфер на поминки
По сюжету Вику нужно собирать из разных точек города и доставлять в Центр Эйзенхауэра своих подопечных – инвалидов, людей с особенностями развития, в том числе умственно отсталых. Но и родному деду с его эмигрантским окружением Вик отказать не может - и вот плотно набитое стариками и боевыми старушками транспортное средство несется через весь город на кладбище, чтобы успеть доставить пассажиров на похороны их подруги Лили.
Рация Вика то и дело взрывается от звонков разгневанного шефа, требующего от водителя соблюдения нарушенного графика. Миссию заметно осложняют протесты, охватившие черные районы города, и полицейские кордоны. А неожиданное внедрение в пеструю компанию афериста-маргинала Димы из Бруклина привносит в происходящее еще больше сюрреализма.
Цыпленок как средство от ностальгии
Смешного в фильме предостаточно - брутальный Дима, косая сажень в плечах, весь фильм безуспешно пытается открыть банку с маринованной капустой. И в итоге влюбляется в девушку, которой это удается сделать. Дед Вика одержим приготовлением цыпленка-табака - причем во время каждой жарки квартиру неизменно наполняют густые клубы чада и срабатывает пожарная сигнализация. Отговаривать деда бессмысленно, остановить невозможно - для него в этом блюде заключена любовь к стране, которую он был вынужден покинуть.
"Мы в Америку не ходим", - так говорят в одном известном анекдоте эмигранты из бывшего СССР о своей жизни в США. "В Америке только их тела, а душой и мыслями они на своей исторической родине, где оставили все - могилы и воспоминания", - развил эту мысль на премьере исполнитель роли Димы из Бруклина Максим Стоянов. Герои драмедии - русские, белорусы, евреи - поют родные сердцу песенки, говорят на забавной смеси русского и английского языка и живут в своей собственной реальности, не сильно соприкасаясь с американской.
Помимо Максима Стоянова, выпускника школы-студии МХАТ (курс Константина Райкина), в фильме снялась всего одна профессиональная актриса - Дарья Екамасова ("Баба"). В остальных ролях заняты реальные люди, в том числе инвалиды. Кто-то играет персонажей, а кто-то себя. В роли чернокожей подопечной Трейси продвинутая американская блогерша Лорен Спенсер, которая, несмотря на инвалидность, живет полной жизнью, по словам Максима Стоянова, "коляска ей совершенно не мешает". Бывших советских соотечественников играют участники реального самодеятельного эмигрантского театра в Милуоки, в котором читают Есенина и поют Калинку.
Дрова и рэп
Интересно, что сам Максим в актерскую профессию пришел, успев побывать и боксером, и строителем. В числе его актерских работ съемки в фильме Андрея Звягинцева "Нелюбовь" и еще не законченного фильма "47" Алексея Учителя. Предложение сняться в фильме "Гив ми либерти" он получил в непростой момент своей жизни – сидел дома и читал книжки после увольнения из МХАТа, когда раздался звонок от кастинг-директора. "Как у тебя с английским?", - спросила она. "Прекрасно", - соврал Максим. И принялся осиливать сценарий на английском языке с помощью Google translate...
Перед утверждением на роль актеру пришлось выполнять массу неожиданных заданий режиссера. Кирилл Михановский заставлял его рубить дрова и читать рэп, боксировать и декламировать монолог Гамлета на английском языке.
"Так он мучил меня несколько месяцев перед утверждением на роль", - рассказал Максим. Ну а для окончательного вживания в образ афериста Димы режиссер просил его пожить в джинсах героя, несколько дней их не снимая. Так тот и сделал.
В процессе съемок бюджет фильма был урезан в пять раз по сравнению с изначальным. Съемки Максима прошли в 26 смен, и затем он приехал в штаты на досъемки. А весь гонорар спустил за три дня в Лас-Вегасе, проиграв деньги в блэкджек. Обрушившийся на голову артиста успех в США после премьеры на фестивале независимого кино Sundance несколько обескуражил Максима: "Мне в России консьержки хамят, а в Америке люди хотят со мной сфотографироваться. До сих пор не могу к этому привыкнуть".
Фильм демонстрируется на экранах Splendid Palace и Apollo (т/ц Akropole).
Трейлер фильма можно посмотреть тут.