РИГА, 4 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Нынешний учебный год станет переломным в истории образования в Латвии. Стартует языковая реформа, реформа содержания образования. Будут ли готовы школы в новых условиях выдать "на рынок" будущих специалистов по тем специальностям, которые востребованы на рынке - покажет время.
Впереди – только реформы
По новым правилам, определившись с основными и факультативными предметами, каждая школа может варьировать число учебных часов по предметам. А акцент будет делаться не на академические знания, а на умение применять навыки в жизни. По крайней мере, так гласит теория. На практике – все сложнее. Реформу торжественно запустили, а методических материалов нет и непонятно, когда они появятся. Да и сами учителя не до конца понимают, как и чему они теперь должны учить детей.
С "языковой реформой" все также сложно. В крупных городах страны школы с русским языком обучения посещают от трети до половины (а то и больше) от общего количества детей. Опять же – учителям подготовиться не дали, реформу старались запустить побыстрее. При отсутствии методик подготовки русские учителя будут учить на латышском языке русских детей. Экзамены – единые, как для латышских, так и для русских школ. Учитывая падение общего уровня успеваемости в школах, снижение мотивации к учебе, последствия реформы уже можно предсказать.
Еще один довод против языковой реформы. Во времена нахождения Латвии в составе СССР в стране ни на один год не прекращалось обучение на латышском языке. Все люди старше 30-40 лет, которые теперь ратуют за обучение только на государственном (включая и нынешнего министра образования и науки), имели возможность получить образование (как начальное, так и среднее, и высшее) на своем родном языке. Но об этом сейчас не вспоминают.
Авторы реформы уверены, что единая школьная программа, без деления школ на русские и латышские, позволит сплотить общество, унифицировать подход к образованию. Школьники при такой системе получат абсолютно равные возможности при поиске и поступлении на работу. Ставятся в пример многие страны Европы – там дети, приехавшие из других государств, идут в школы и осваивают программы на неродных языках.
Да, осваивают. Поскольку есть методика преподавания и подготовленные педагоги. А вот, какая база сейчас в Латвии – это большой вопрос.
Но, поскольку все законные средства борьбы с реформой местными противниками уже исчерпаны (включая и обращение в Конституционный суд), остается ждать результатов. И, возможно, они выразятся в увеличении темпов оттока населения. Такие случаи уже есть – хотя до последнего времени многих родителей от переезда в другую страну удерживала именно возможность получения ребенком образования на родном языке. Едут в Германию, Австрию, считая, что "если уж учиться не на родном языке, то там хотя бы нормальная работа будет".
Материальная составляющая
Активная фаза реформ наступает в неудачное, с точки зрения финансов, время. Учителя еле добились повышения зарплат с 1 сентября этого года - под угрозой всеобщей забастовки они "выбили" ставку 750 евро вместо 710 евро. И с 1 января договорились о продолжении повышения зарплат – 790 вместо 750. Но министр образования и науки Илга Шуплинска уже заявила, что денег не будет.
Понятно, что в этой финансовой неопределенности учителя вряд ли мотивированы проводить "спущенные сверху" реформы с горящими глазами.
Среднее образование в цифрах
Статистика Министерства образования и науки показывает, что за последние 13 лет число учеников в общеобразовательных учреждениях Латвии неуклонно снижается. В 2005 году в школы пошли 283 947 детей. Из них в латышские – 186 409, в русские – 68 078. В 2018 году количество учеников составило уже 205 072 человека. На латышском языке обучались 137 404 школьника, на русском – 43 333.
Динамика изменения числа учащихся в "двухпоточных" школах, где учатся на латышском и русском языках одновременно, - в пользу государственного языка. В 2005 году 18 780 учеников в таких учебных заведениях учились на латышском языке, 9393 – на русском. А в 2018 году их число составило 11 385 и 10 565 школьников, соответственно. Небольшой, но прирост. Возможно, по причине слияния и закрытия школ в регионах, но, возможно, и по причине "спокойной интеграции" родители отдавали детей именно в двуязычные школы.
О школах и учителях
Если говорить о количестве самих школ, то в 2005/06 учебном году в стране работали 983 школы. Из них 58 начальных, 483 основных (включая школы социальной коррекции), 378 – средних, 64 – специальных учебных заведения. К 2018/19 учебному году пропорция изменилась на 716 – 60 – 280 – 322 – 54, соответственно.
При медленном сокращении количества школ уменьшалось и число педагогов в общеобразовательных учебных заведениях. В 2004/05 учебном году в общеобразовательных школах страны насчитывалось 33324 педагога. Из них 21502 – в школах с латышским языком обучения, 7424 – в школах с русским языком обучения. 4191 педагог работал в "двухпоточных" школах. Еще 207 учителей работали в школах, не внесенных ни в одну из упомянутых категорий. В 2018/19 учебном году пропорция изменилась следующим образом – 28464 – 20302 – 4675 – 3091 – 396, соответственно.
Впереди у латвийского образования – нелегкие времена, поскольку значительная часть педагогов уже достигла пенсионного возраста или вплотную приблизилась к нему. В 2008/09 году из 32236 учителей в стране 3696, или 11,5%, были в возрасте 60 лет и старше. А в 2018/19 учебном году пропорция изменилась на 3761 человек старше 60 лет к 28464 общему числу педагогов. Уже 13,2%. Тенденции не критичны, но показательны. Правда, с 2015 учебного года начало расти количество педагогов в категории "моложе 24 лет". В 2015 таких было 649, в 2016 – уже 1139, в 2017 – 1347, а в прошлом учебном году – уже 1400.
Министр образования и науки Илга Шуплинска в следующем году обещает открыть годичные экспресс-курсы подготовки педагогов, чтобы покрыть дефицит учителей в школах (сейчас школам, по различным оценкам, не хватает от 300 до 500 учителей). Но каким будет качество обучения у молодых, как по возрасту, так и с точки зрения опыта, учителей – сказать пока не может ни один эксперт.
Кстати, нагрузка на педагогов за последние десять лет даже сократилась. Согласно данным министерства, в 2008/09 учебном году на одного педагога в общеобразовательных школах приходилось по 7,32 ученика. В 2018/19 учебном году - уже 7,2 ученика.
Что показывают экзамены
На последнем заседании комиссии Сейма по вопросам образования, культуры и науке обсуждалось качество подготовки школьников. Согласно данным, приведенным Государственным центром содержания образования, в стране продолжает падать уровень знаний по точным наукам. Так, средний балл учеников по математике в прошлом учебном году составил лишь 32,7%. Это на 1,9% меньше, чем годом ранее. При том, что, как отметил руководитель Центра содержания образования Гунтарс Цатлакс, если балл составляет ниже 40%, то к обучению в вузе школьник не готов. Наивысшего показателя за последние 10 лет средний уровень знаний по математике достиг в 2015 году – тогда школьники при проверке показали средний результат в 43,6%. Затем качество начало падать. В этом году 226 учеников вообще не смогли сдать экзамен (проходной балл – 5%).
Худшей отметки за последние 10 лет достигли и знания по физике – средний балл при проверке составил 37,5%.
Зато языки латвийским школьникам давались куда лучше. На централизованных экзаменах средний балл по русскому языку составил 74,4% (наивысший показатель по всем предметам). В 2018 году он составлял 70,3%, в 2017-м году – 68,6%. Почти догнал его немецкий язык. Средний балл на экзаменах в этом году – 71,9% (в прошлом году 72,1%, в 2017-м – 60,9%). В число наиболее "успешных" предметов на экзаменах входят также французский язык, биология (правда, показатель успеваемости снижается третий год подряд) и английский.
Худший уровень знаний школьники, помимо физики и математики, демонстрируют на экзаменах по латышскому языку и истории.
Интересный факт – ученики, сдающие экзамены по математике в 9-х классах в школах с русским языком обучения на протяжении 2018 и 2019 годов показывают лучшие результаты, чем учащиеся латышских школ.
По словам представителя Министерства экономики Латвии Яниса Салминьша, чрезмерное увлечение учеников и, впоследствии, студентов гуманитарными науками ведет к тому, что на рынке труда Латвии уже не хватает специалистов по точным и техническим наукам, и, если не принять мер, то дефицит будет только расти.
Представитель Министерства экономики отмечает, что в школах необходимо существенно увеличить количество часов по точным наукам.
Проректор по развитию Рижского технического университета Артурс Зепс отмечает, что нехватку специалистов нельзя победить кратковременными решениями. Высшие школы, по его мнению, должны информировать учеников о том, насколько важно владение точными науками. Конечно, это вряд ли повлияет на выбор специальности у 12-классника, так что, "агитацию" в пользу точных знаний нужно начинать куда раньше. А пока, по данным, приведенным академиком, только 12% 15-летних школьников для экзаменов выбирают точные науки.
В текущей ситуации вопрос о том, насколько в условиях "свободного выбора предметов" и предстоящих реформ латвийские школы будут способны следовать рекомендациям вузов и будущих работодателей, выглядит риторическим.