РИГА, 19 авг — Sputnik. "Все под контролем", "влияние банка на народное хозяйство страны незначительно", "финансовая ситуация в стране стабильная" — так премьер-министр, а затем и Минфин прокомментировали сообщение о приостановке деятельности PNB Banka, пишет газета "Сегодня".
Такой же жизнеутверждающей была реакция руководителей страны и финансовой системы и после того, как закрыли банк ABLV.
Конечно, между этими двумя банками нельзя ставить знак равенства. ABLV по своим финансовым показателям был совершенно беспроблемным банком и его погубило внешнее давление, PNB же давно "хромал на обе ноги". Проблемы с ликвидностью в этом банке, который раньше действовал под брендом Norvik, были констатированы и четыре года назад, и два года назад, и в минувшем году...
В последние годы банк штрафовали за постоянные опоздания с подачей отчетов, аудиторских заключений. По слухам, планы по закрытию банка и отзыву у него лицензии Комиссия по финансовым рынкам и капиталу (КРФК) вынашивала еще в 2017—м. Но тогда началась череда выборов, и надзорные органы, посовещавшись с правительством, решили еще потянуть с закрытием, дать ему последний шанс.
Важный момент: банк за последние три—четыре года очень активно в качестве клиентов "вербовал" пенсионеров, и власти в итоге просто испугались "прихлопнуть" перед выборами банк с таким количеством сениоров в числе кредиторов.
Черная метка
Но вот все выборы прошли (и муниципальные, и в Сейм, и в Европарламент), и у Комиссии по финансовым рынкам и капиталу больше не было причин тянуть с жесткими мерами в отношении проблемного банка. К тому же, по неофициальной информации, чуть более недели назад специально для обсуждения ситуации с PNB в Ригу прибыли представители Европейского центрального банка — именно ЕЦБ по просьбе латвийского регулятора в апреле перенял банк под свой надзор. И это уже было черной меткой, последним предупреждением банку.
Примечательно, что вскоре появилась информация о смене акционеров банка. Якобы основной контроль над банком получили западные магнаты — некие неназванные четверо французских подданных и гражданин США ливанского происхождения, миллиардер Роджер Тамраз. При этом бывший основной акционер Григорий Гусельников уверял, что все свои акции продал и больше банк не контролирует. Однако продать банк — не то же самое, что продать мясную лавку. Новые акционеры обязаны пройти проверки в КРФК и получить лицензию на право заниматься банковской деятельностью. Насколько можно судить, КРФК или вообще не дал добро новым акционерам на право управлять банком, или даже акционеры не успели обратиться за лицензией. На официальном сайте КРФК в числе основных акционеров PNB банка значится по—прежнему Григорий Гусельников.
Все решено
Непонятно, действительно Гусельников продал свои акции упомянутым подданным Франции и США, или сделка еще юридически до конца не оформлена, или банк был отдан за долг и хорошую часть кредитного портфеля.
Но теперь это уже мало кого волнует — судьба PNB банка практически решена, поскольку регулятор намерен уже на этой неделе обратиться в суд о признании банка неплатежеспособным.
Самый главный вопрос: что будет дальше с банковской сферой страны? Ведь очевидно, что львиной доли оставшихся банков нужно будет совершить некое чудо, придумав альтернативу нерезидентскому бизнесу. Банков в Латвии больше, чем платежеспособность оставшегося населения.
Однако власти нордически спокойны — они продолжают радоваться "очищению финансового сектора" и тому, что уже более 10 миллиардов евро "уплыло" из страны.