РИГА, 12 авг — Sputnik, Симона Алексеева. До 19 сентября в художественном музее "Рижская биржа" проходит выставка икон "Спасенные святыни" из уникального собрания эстонского живописца и реставратора Николая Кормашова (1929-2012).
Сегодня его дело продолжают сыновья, также получившие высшее образование в искусстве, – куратор выставки отца, менеджер Андрей имеет диплом графика, а реставратор икон Орест – живописца. Всего экспозиция включает более 140 русских икон XV-XX веков, часть из них – весьма редкие.
Большинство работ происходят из трех регионов России: верховья Северной Двины в Архангельской области, окрестностей реки Кокшеньги Вологодской области и Псковской земли. Есть и иконы из родных мест самого художника – города Мурома. Свою первую экспедицию на Русский Север молодой живописец Николай Кормашов совершил в 1965 году. И был просто потрясен красотой икон, обнаруженных им во время творческих экспедиций по изучению культурного наследия.
С 1968 по 1977 год художник каждое лето выезжал на Русский Север. И о своих поездках вспоминал так: "Этот регион мне представлялся как затерянный материк, как Атлантида. Все, что в России хорошее, казалось, сохранилось именно здесь".
Постепенно реставрация икон превратилась из хобби в призвание, и на собственное творчество Кормашову уже приходилось выкраивать свободное от основного занятия время.
Экспозицию выстроили по образу православного храма. На стенах зала музея собраны работы самых разных жанров – тут есть как так называемые народные иконы с примитивной манерой исполнения, так и образцы поздневизантийской иконописи, и работы мастеров школы Андрея Рублева.
Один из любопытнейших экспонатов – семейная икона "Успение Богоматери" муромских купцов Зворыкиных в роскошном окладе. Эмигрировавший в Америку в 1919 году инженер Владимир Зворыкин оставил ее муромским монахиням. Вскоре Владимир Зворыкин будет стоять у истоков изобретения современного телевидения – в 1929-м он разработал кинескоп, а к 1931 году доработал конструкцию передающей трубки – иконоскоп. Фамильная же икона в дорогом окладе несколько десятилетий спустя была передана монахинями Николаю Кормашову, с любовью восстановлена и отреставрирована.
История спасения каждой иконы напоминает чудо. Некоторые экземпляры в буквальном смысле приходилось восстанавливать из пепла. У какой-то нерадивой хозяйки икона почернела, стоя под протекающей крышей. В советском рыболовецком колхозе иконы использовали вместо поддонов – вроде современных европалет.
Но чем сильнее были повреждения – тем интереснее реставратору было их восстанавливать. И результаты этого кропотливого труда действительно поражают.