РИГА, 5 авг — Sputnik. Член правления Латвийского пивного братства (Alus brālība) Андрейс Шикорс раскритиковал планы Минздрава по ограничению рекламы алкоголя. По его мнению, искать причины пьянства латвийцев нужно в безнадежности жизни, семейных проблемах и в целом в государственном устройстве, пишет Latvijas Avīze.
По мнению Шикорса, запретами на рекламу латвийский Минздрав не добьется поставленной цели – снижения потребления алкоголя.
"Государственное устройство, безнадежная жизнь, семья — там, наверно, нужно искать корни того, что народ напивается", — заявил Шикорс.
Он обратился к опыту прошлых лет, когда в ряде стран вводили так называемый сухой закон, однако население от этого меньше пить не стало.
"Запретим мы рекламу, отрасль не будет рекламироваться. Пить меньше станут? Я сразу могу сказать, что не будет такого. Об этом говорит мировой опыт", — сказал он.
Напомним, Минздрав Латвии разработал проект по снижению потребления алкоголя.
В частности, ведомство Илзе Винькеле предлагает запретить любую рекламу алкогольных напитков на телевидении, по радио и в интернете. Кроме того, планируется ограничить рекламу различных акций и скидок на алкоголь.
Помимо запрета на рекламу, Минздрав Латвии предлагает также пресечь торговлю алкогольными напитками на автозаправочных станциях и ужесточить норму допустимой концентрации алкоголя в крови водителей — с 0,5 до 0,2 промилле.
Предложения Минздрава вызвали противоречивые оценки. Например, службы наркологической помощи считают оправданным запрет на рекламу алкоголя, в первую очередь эта мера направлена в адрес молодежи. Наркологи в своих выводах ссылаются на доклад Всемирной организации здравоохранения об употреблении алкоголя, в котором сделан вывод, что запрет на рекламу алкоголя является одним из трех наиболее эффективных с точки зрения затрат инструментов. Другие два — ограничение физического доступа к алкогольным напиткам за счет сокращения времени продаж, а также повышения цены на алкоголь за счет увеличения акцизного налога.
Против введения запрета на рекламу выступила глава Латвийской ассоциации рекламы Байба Лиепиня. По ее словам, из-за новых ограничений сфера массмедиа может потерять около двух миллионов евро.
"Это достаточно большая сумма для латвийских медиаизданий и информативного пространства. Все-таки важно посмотреть, насколько уже имеющиеся ограничения отразились на потреблении алкоголя", - сказала она.
Против ограничений и торговцы горючим, там считают, что запрет продажи алкогольных напитков на автозаправочных станциях не достигнет предполагаемой цели - снижения доступности и потребления алкоголя, а только исказит конкуренцию и приведет к легальному перераспределению алкогольного рынка в пользу других торговых сетей.
"План не содержит никакой оценки или обоснования того, почему этот запрет следует ввести именно на АЗС, а не, к примеру, в супермаркетах. Этот запрет не уменьшит доступность алкоголя, а просто перенаправит поток покупателей в ближайшие магазины, для которых введение ограничений не планируется. Мы считаем этот запрет санкционированным государством легальным перераспределением рынка в пользу магазинов", - сказал председатель правления Латвийской ассоциации торговцев горючим Оярс Карчевскис.