РИГА, 19 июл — Sputnik. Странам Прибалтики вряд ли удастся стать часть китайского проекта Новый шелковый путь – у них плохие отношения с Россией, кроме того, политики в этих странах позволяют себе критику политики КНР, а в Пекине такие вещи не пропускают мимо, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич порталу Rubaltic.
"Литва несколько раз демонстративно выступила в поддержку тибетских сепаратистов. В Эстонии и Латвии на уровне отдельных депутатов прозвучали отдельные критические выступления по поводу китайской политики в Гонконге. В Пекине, уверяю Вас, все эти вещи берут на карандаш и суммируют применительно к вопросу о транспортных путях", - заявил Межевич.
Он отметил, что для китайского бизнеса нет логики в том, чтобы везти грузы через страны, которые имеют гарантированно нестабильные отношения с Россией, когда есть Беларусь, через которую сегодня и идет основной транзитный грузопоток из Китая.
"Есть Беларусь, друг и надежный партнер Китая. Зачем тогда лезть в Клайпеду?" – сказал Межевич.
Он напомнил, что в 2016 году, когда в Латвию прибыл тестовый состав из Китая, в Риге его встретил оркестр и чиновники, однако после помпезной встречи поезд ушел в Беларусь.
"Оркестр ушел, поезд развернулся и уехал обратно, не помню точно, в Россию или Беларусь, для таможенного оформления. Это случай, когда эффектный "понт" дороже денег. Эта закавказская поговорка в последнее время стала популярной в странах Прибалтики", - сказал Межевич.
В транзите грузов из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу заинтересованы многие страны, работу по привлечению партнеров ведут и страны Балтии, в том числе Латвия. Однако особых успехов на этом направлении пока нет. До сих пор до Латвии добрались лишь несколько поездов из Китая. Первый прибыл весной 2008 года. Привлечение грузов с новой силой возобновилось только в последние годы. В ноябре 2016 года в Рижском порту торжественно встречали второй грузовой поезд из Китая, а в 2017-м в середине октября — третий. В основном они были загружены пищевыми добавками, которые затем доставляются в Роттердам по морю. Кроме того, в мае 2017 года первый контейнерный поезд отправился в обратном направлении — из Рижского порта в Китай.