Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

В ближайшие полгода не ждите: цены на уголь в Европе лишают Ригу груза из РФ

© Sputnik / Sergey MelkonovПеревалка угля в Рижском порту
Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
В ближайшие полгода цены на уголь в Европе вряд ли восстановятся, что означает снижение предложения на этом направлении, а, следовательно, и спад объемов перевалки

РИГА, 15 июл — Sputnik. Цены на уголь в Европе снизились до минимального за три года уровня и, скорее всего, не начнут восстанавливаться раньше четвертого квартала 2019 года. Производители угля меняют направление поставок, что уже сказалось на работе Рижского порта – по итогам января-июня спад перевалки составил более 25%, свидетельствует статистика на сайте порта.

По данным Refinitiv, к концу июня стоимость угля, отгружаемого в портах Прибалтики, снизилась до минимальной за три года отметки – до 42 долларов за тонну против 82 долларов в конце декабря прошлого года, сообщает Прайм. По мнению эксперта Научно-исследовательского Финансового института (НИФИ) Кирилла Родионова, в ближайшие полгода ждать восстановления цен на уголь не приходится, и тому есть несколько причин.

Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
Экспортировать через Ригу - себе в убыток: российские угольщики меняют приоритеты

В первую очередь он связывает падение стоимости угля с замедлением европейской экономики и промышленной рецессией. По прогнозу Refinitiv, по итогам 2019 года прирост ВВП крупнейшей экономики ЕС - Германии - замедлится с прошлогодних 1,4% до 0,9%, а в Еврозоне в целом – с 1,9% до 1,2%.

Не способствует росту спроса на уголь, а, соответственно, толкает цены вниз и низкая стоимость СПГ. В первом полугодии стоимость СПГ с привязкой к цене на британском хабе NBP опустилась с 8,3 до 3,5 доллара за миллион британских тепловых единиц, что стало одной из причин почти двукратного прироста импорта сжиженного природного газа в Европе – до 44,6 миллиона тонн в первой половине текущего года.

По прогнозу Родионова, спрос на уголь может возобновиться в Европе лишь с наступлением зимы.

По мнению эксперта, для цен на уголь в Европе значимым может стать сокращение поставок. За январь-июнь прирост отгрузок угля в портах Усть-Луга, Мурманск, Высоцк, Калининград в годовом выражении замедлился до 2,9% (до 29,5 миллиона тонн) в сравнении с приростом в 7,4% за первую половину 2018 года. Слабым прирост поставок в Европу был и со стороны США (на 1,5%, до 11,4 миллиона тонн), Австралия снизила их объем на 4,8% (до 8,4 миллиона тонн), Южная Африка – на 8% (до 1,3 миллиона тонн), Колумбия – на 28% (до 12,9 миллиона тонн). По мнению Родионова, к зиме предложение может снизиться еще больше.

Работа морского торгового порта Усть-Луга - Sputnik Латвия
Латвию освобождают от российского угля, а Казахстан не хочет занимать это место

В то же время обратная динамика, скорее всего, будет наблюдаться на восточном направлении. За первое полугодие 2019 года отгрузка угля в портах Восточный, Ванино, Находка, Владивосток увеличилась на 11,7% в сравнении с аналогичным периодом 2018 года (до 39,5 миллиона тонн). Схожий маневр пытается провести Австралия, которая с 2017 года нарастила поставки в Азию на 4,3% (до 17,1 миллиона тонн, согласно данным за январь-июнь), а также США и Колумбия, увеличившие их на 9% и 23% соответственно (до 16,9 миллиона тонн и 5,9 миллиона тонн). Увеличение предложения в азиатском регионе привело к падению цен и на этом направлении, хотя не такому резкому, как в Европе. На цены на уголь в Азии также давило увеличение импорта СПГ в Китай. Поэтому переориентация поставок в Азию не смогла полностью компенсировать угольщикам снижение экспорта в Европу.

"Вполне вероятно, это и есть New Normal угольного рынка, участникам которого теперь придется мириться со снижением маржинальности и усилением межтопливной конкуренции", - считает Родионов.

Рига теряет главный груз

Снижение поставок угля на европейский рынок уже сказалось на результатах работы крупнейшего в Латвии Рижского порта. За январь-июнь объем перевалки этого вида груза снизился на 25,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 5,185 миллиона тонн. При этом доля угля в структуре грузооборота порта – самая весомая – 32,1% от общего объема.

Спад перевалки угля повлиял на общие показатели работы порта – по итогам первого полугодия в Риге было перевалено на 8,3% меньше грузов, чем за аналогичный период 2018 года.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский