РИГА, 17 июн — Sputnik. Европейские страны так и не выработали единого подхода к китайской инициативе "Один пояс- один путь" (BRI), пишет Euractiv.
На саммите BRI в апреле представители Китая отметили критику, которой инициатива подвергалась за последние два года. Малайзия, Шри Ланка, Камбоджа и Пакистан оказались в долгу перед Китаем. Новому правительству Малайзии удалось пересмотреть условия займа, а Шри Ланка была вынуждена отдать Китаю порт Хамбантота на 99 лет. Также недовольство вызывает то, что в тендерах побеждают в основном китайские государственные компании, а работы осуществляют в основном китайские рабочие.
Под давлением МФИ и Всемирного банка президент Китая Си Цзиньпин пообещал, что избавится от "долговых ловушек" и сделает BRI "открытой, чистой и зеленой". По его словам, инициатива укрепит слабые государства Центральной Азии и Африки и сделает их более устойчивыми к угрозам исламского фундаментализма.
Другие крупные игроки, включая США, Индию и Японию, отказались участвовать в BRI, а администрация Трампа усиленно лоббировала против планов Китая, даже угрожая Италии, которая подписала с Китаем меморандум о взаимопонимании.
Вашингтон уверяет, что BRI - часть планов Си Цзиньпина по установлению мирового господства, однако сам ничего не противопоставляет инициативе, более того, почти устранился из Центральной Азии и Африки и вышел из Транстихоокеанского торгового партнерства.
Что думает ЕС
Вице-президента Еврокомиссии Марош Шефчович, который принимал участие в апрельском саммите, считает, что между BRI и собственными стратегиями развития связей ЕС есть много общего, и, несмотря на разногласия, есть также много возможностей для сотрудничества. Больше всего ЕС волнует прозрачность, финансовая и экономическая устойчивость инициативы, а точнее то, что эти заявленные принципы не поддерживаются деньгами.
У стран ЕС нет единой позиции по BRI. Франция, Германия и Великобритания, которые получают больше всего китайских инвестиций, не вошли в инициативу, в отличие от Италии и маленьких стран ЕС. Президент Франции Эммануэль Макрон назвал BRI "новой гегемонией".
Хотя ЕС ранее называл Китай свои конкурентом и выражал опасения по поводу его методов, на саммите в апреле обе стороны договорились создать рабочую группу по железнодорожной сети. Тем временем порты (Гамбург, Пирей, Зеебрюгге) и города, такие как Дуйсбург, получают выгоду от BRI уже сейчас.
ЕС пытается выработать прагматический подход к BRI, при этом обращая внимание на проблемы: к примеру, Кттай подчеркивает многополярность инициативы, но оба суда, которые должны разрешать споры, расположены в Китае - суд в Шэньчжэне будет разбирать морские споры, а суд в Сиани сухопутные. Европейские операторы не уверены, что эти суды будут беспристрастными.
Однако при этом ведутся разговоры о совместных проектах ЕС и Китая в Африке, кроме того, Пекин положительно отнесся к идее ЕС развивать нематериальную связь между странами - к примеру, облегчить прохождение таможни. Были также предварительные диалоги о сотрудничестве в области искусственного интеллекта и электронной коммерции. Однако США оказывает сильное давление на ЕС, чтобы при разработке сети 5G не использовались технологии китайской компании Huawei, а у ЕС к тому же есть и свои опасения по поводу кибербезопасности.