РИГА, 15 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Виктор Маташов в родной Риге бывает в среднем раз в году – прилетает навестить друзей и родственников, а все остальное время работает на Дальнем Востоке специалистом по развитию туризма на крупнейшей в России охраняемой территории "Заповедное Приамурье", где прокладывает маршруты, в том числе по Шантарским островам. Они по сей день считаются местом, куда цивилизация, на радость дикой природе, не добралась, это одно из самых труднодоступных мест на планете – сразу после Северного полюса и Антарктиды. И теперь Виктор, как ни странно, намерен активно популяризировать этот регион в Европе, чтобы оттуда на самый Дальний Восток приезжало в гости больше ценителей настоящей дикой природы.
Корреспондент Sputnik встретился с Виктором Маташовым в Риге – за пару дней до его возвращения домой в Хабаровск.
"Сегодня гулял по любимым местам – у устья Гауи и по Адажском краю. С друзьями встречался, которые на катамаране планируют пройти между островами Норвегии. У вас тут тоже хорошо, и много интересных людей", - говорит Маташов.
Новый мир у берега Тихого океана
В школьные годы он, ученик рижской 25-й средней школы, занимался в геологическом кружке Латвийского музея природы. Когда закончил школу, не видел иного пути, кроме как дальше - в геологию. Легко с высшими баллами поступил в легендарный Санкт-Петербургский горный институт (вернее, тогда – Ленинградский горный институт имени Плеханова), где теперь, кстати, один из лучших геологических музеев мира. Этот вуз, что в царской России, что в советские годы, что теперь – всегда считался одной из лучших в мире кузниц настоящих геологов. Когда Виктор там учился, рядом с ним были студенты буквально со всей планеты.
"Дальний Восток – прекрасен, а когда я впервые побывал на Шантарских островах, так и вовсе заболел теми местами. Я тогда понял, что не вижу другой жизни, кроме как в Хабаровском крае. Этот регион всегда был прекрасным – и в советские годы там было много диких совершенно нетронутых мест, и теперь таких остается немало. Вот, прилечу из Риги через Москву в Хабаровск, подожду, пока в Охотском море кончатся "айсберги" - мелкие, опасные для катеров льдины, и с июля снова поеду на любимые Шантары", - делится планами Виктор Маташов.
Европейцы бегут от цивилизации
Сейчас он прокладывает новые маршруты по заповедным островам, планирует открыть там своего рода музей под открытым небом, а еще – привлекать туристов из Европы. Виктор Петрович хоть и связал свою жизнь с Дальним Востоком, но понимает менталитет европейцев, чувствует их и знает, что предложить.
Хабаровский край манит европейцев, в первую очередь, тем, что регион все еще один из самых диких на Земле. Если видели фильм "Дерсу Узала" и читали книги первопроходца Владимира Арсеньева, то можете представить, о чем идет речь. Кстати, в дальневосточном краю действуют разные казачьи общества, которые прокладывают маршруты ко все еще нехоженым местам, например, в горах, и называют до сих пор безымянные природные объекты в честь героев славного прошлого.
"У нас в "Заповедном Приамурье" есть, что посмотреть любителю совсем диких мест. В составе два национальных парка – "Шантарские острова" и "Анюйский", где тигров разводят. Еще у нас три заповедника: "Болоньский", где территории присоединились к Рамсарской конвенции по охране водоболотных угодий - и пернатых, живущих там, второй – "Комсомольский", а третий у самого Китая - "Большехехцирский", где тоже много тигров и растет женьшень: я туда вожу группы по тропам, по очень красивым местам. Кроме того, есть еще и федеральные заказники. Но, на мой взгляд, наиболее удивительная часть нашего "Приамурья" - это именно Шантарские острова", - говорит Виктор Маташов, который, кстати, не только по тропам ходит, но еще увлекается альпинизмом, спелеологией и имеет первый разряд по скалолазанию.
Острова распускаются самоцветами
Как-то раз сын прославленного Федора Конюхова Оскар приезжал на Шантары и сказал тогда Виктору: вот, выйду на пенсию и перееду сюда жить, сруб поставлю. А пока на архипелаге живет одна семья, которая передает на Большую землю сводки о погоде, два раза в году к ней вертолет прилетает – посылки, провизию доставляет. Места прекрасные и, по сути, безлюдные. Киты и касатки близко к берегам подходят, на скалах греются тюлени, а на земле полноправный хозяин шантарской тайги – медведь, живущий в идеальной для себя среде. Полно лис и соболей, а реки и озера изобилуют самой ценной рыбой.
С Виктором Петровичем зашла речь, каков это было ему, еще совсем молодому человеку, много лет назад переселяться из Риги, да еще и после окончания вуза в Северной Пальмире, в дикие места на Дальний Восток. И кстати, какие у него теперь ощущения, когда он приезжает погостить в родные края?
"Хотите спросить, были ли тогда у меня ломки? Наверное, были. Но это не от того, что там, на Дальнем Востоке после Риги и Питера, тяжело пришлось. Нет, просто там совершенно другая жизнь, другая энергия, если хотите. Там я быстро ощутил себя своим на все сто. А если говорить о том, что я испытываю, прилетая время от времени в Ригу, так отвечу: и здесь мне хорошо, чувствую себя комфортно. Человек – такое удивительное создание Природы. Главное, чтобы эту самую Природу (всегда – только с большой буквы) – уважать и искренне любить. И тогда она тебе взаимностью ответит", - говорит Виктор Петрович.