Кибернетическое измерение межгосударственных конфликтов и иных угроз национальной безопасности стало одной из главных тем форума, и не случайно.
С 2010 года вблизи российских границ НАТО периодически проводит международные учения киберзащиты Locked Shields. Типовая легенда – вражеские хакеры, которые стремятся взять под свой контроль системы электроснабжения, топливных заправок, видеонаблюдения и прочее. Отрабатывается только защита компьютерных сетей, однако системы управления энергетикой и боевые информационные системы противника – тоже компьютеры, и всегда есть искушение внедрить туда троянского коня. Безусловно, на учениях отрабатываются все варианты боевых действий в киберпространстве, и ближайшие соседи России в Балтийском регионе усердствуют более других.
Латышский акцент
Руководство НАТО и страны альянса не приняли приглашения Минобороны РФ к совместному обсуждению новейших угроз. И все же, на VIII Московской конференции выступили очень авторитетные эксперты: глава российского МИД Сергей Лавров, министр обороны РФ Сергей Шойгу, начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерий Герасимов, секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев, директор ФСБ Александр Бортников, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, генсек ШОС Владимир Норов и заместитель генерального секретаря ООН по миротворческим операциям Жан-Пьер Лакруа. Этот список свидетельствует о серьезнейшем подходе к анализу гибридных угроз, включая балтийское направление.
Это лишь часть правды. Глобальное информационное пространство признано новым театром военных действий, и Центр стратегических коммуникаций НАТО в Риге создан для ведения масштабной информационной войны (подобных центров в странах альянса - 20). Под общим руководством американцев здесь фокусируются усилия семи стран, включая прибалтийские республики, Великобританию, Германию, Италию, Польшу.
Старшие партнеры в США и НАТО уделяют большое внимание наступательным действиям в киберпространстве, в которое Рига рекрутирована не для укрепления безопасности Латвии, а для достижения вполне определенных целей альянса: выведения из строя систем государственного управления, вычислительных сетей стратегических объектов, финансовых институтов, предприятий, электростанций, железнодорожных вокзалов и аэропортов потенциального противника – РФ. Возможно, на картах Пентагона страны Балтии вообще не значатся, ведь рациональнее оперировать номерами: "Антироссия-1", "Антироссия-2", "Антироссия-3".
Боевые хакеры
Эстония также многое делает для развития цифровых технологий. Открытый в Таллине Объединенный центр передового опыта в области киберзащиты готовит специалистов для национальных военных структур и других стран НАТО. Боевое предназначение не афишируется, но из 18 миллионов евро затрат на создание центра треть – прямые инвестиции Североатлантического альянса.
Эстонский министр обороны Юри Луйк сдержанно отметил, что специалисты таллинского центра занимаются созданием программ для кибербезопасности, плотно сотрудничая с Австрией, Великобританией и Люксембургом.
Правда, из-за нехватки квалифицированных кадров в Эстонии приходится использовать исполняющих воинский долг призывников с определенным уровнем IT-подготовки.
Многие годы в Эстонии действует Центр кибербезопасности НАТО, с участием специалистов из 20 стран – альянса и сочувствующих (Чехия, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Словакия, Испания, Великобритания, США, Греция, Турция, Бельгия, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия). Рано или поздно количество подобной "кибернетики" перейдет в качество реальных потрясений в энергетике, экономике и других областях. И тогда никто не будет чувствовать себя в безопасности.