Служба госбезопасности Латвии (в прошлом называлась Полицией безопасности – ред.) в этом годе впервые за несколько лет не опубликовала имена "врагов" государства, к которым в прошлых таких отчетах причисляли всех "неправильных" политиков и общественных деятелей, "способствующих укреплению влияния России на Латвию".
"Думаю, какую-то роль мой многолетний судебный процесс сыграл в этом деле. Цель моего судопроизводства - чтобы людей не могли подвергать такой санкции, как включение в список "врагов народа", в законе такие меры не предусмотрены", - сказала Кривцова в интервью Sputnik Латвия.
Еще один фактор, который мог повлиять на спецслужбы – обновление директивы ЕС о защите данных, которая распространяется и на полицейские органы.
"Возможно, новые правила дошли и до рассмотрения ответственных чиновников Службы госбезопасности Латвии", - сказала Кривцова.
Она добавила, что в этом году ожидает заседания по вопросу включения спецслужбами людей в списки "врагов", и рассчитывает выиграть суд.
"Практика Европейского суда по правам человека однозначно на моей стороне, надеюсь, что она будет принята и подтверждена нашим Верховным судом", - заключила Кривцова.
Депутат Юрмальской думы, юрист Елизавета Кривцова, имя которой также попадало в отчеты СГБ, на протяжении нескольких лет в суде ведет борьбу с подобной практикой клеймения неугодных властям активистов.
"Проанализировав законодательство в области госбезопасности, я пришла к однозначному выводу – Полиция безопасности (ныне СГБ – ред.) слишком широко трактует границы своих компетенций. Полиция не имеет права навешивать ярлыки "угрозы безопасности" на законопослушных граждан лишь за их критику правительства. У нас нет политической полиции, которая оценивала бы мнения людей и производила бы цензуру", - заявила Кривцова.
Первую жалобу на действия ПБ Кривцова подала после того, как в 2014 году ее имя было включено в публичном отчете ПБ в разделе угроз конституционному строю государства. Районный административный суд сначала отказался принять к рассмотрению иск Кривцовой, однако через Верховный суд Кривцова все же добилась рассмотрения дела.
Юрист считает, что решение Верховного суда от 2016 года о том, что публичный отчет ПБ подлежит проверке в порядке, предусмотренном административным процессом, открывает новую эру во взаимоотношениях правозащитников и общественных организаций.
"Если раньше Полиция безопасности не была подвержена судебному контролю, то теперь судебный контроль может предотвратить произвол и политически мотивированные решения со стороны Полиции безопасности", — считает Кривцова.